К оглавлению эпистолярия

Еще два маршрута от Сергея Смирнова

1. Целый день навстречу солнцу.

Еще один маршрут по насту для солнечных весенних дней, когда "конек" с утра превращается в "лошадь" после обеда: до привала около 38 км, после привала не более 14 или 10 км. Вновь Павелецкая дорога, самая настовая. Роль географического фактора в выборе лыжного маршрута показывает факт, что именно в тот самый день и год, когда компания Шефа, Бороды и Антонио имела некоторые сложности со снежным покровом на маршруте пл.109 км - Шемякино, на этом маршруте уже перед полуднем я закладывал виражи по звенящему насту на лихом спуске к месту привала в предвкушении неспешного загорания на солнце перед костром на проталине над речкой Хочемкой.

Михнево - Ситенка (Акри), около 52 (48) км.

Нитка маршрута: Михнево - Секирино - Сотниково - Кочкарево - Горностаево - Гладково - Старое - Лаптево (*) - Ситенка или Акри.

Сперва повторение того, что мной уже описано (маршрут Михнево - Пески): от Ю конца платформы на ст.Михнево чуть вперед, под трубу и налево по Заводской улице 0,2 км до поля. Затем мимо Лаврентьево, Уварово, Секирино, Бабеево. За Бабеево вдоль проволочной ограды проходим на ЮВ, пересекаем шоссе левее дер.Сотниково и, повернув на Ю, пересекаем ж.д. Жилево - Яганово у опушки перелеска вдоль нее справа, возможно, под мостиком через низинку с истоками ручья. За ж.д. поворачиваем на В в разрыв леса, пересекаем там канавы и идем полем на ЮВ левее Кочкарево. В ЮВ углу поля есть проселок на ЮЮВ через перелесок к полю перед шоссе. На нем на Ю через шоссе, вдоль левого края перелеска и далее в том же направлении по старому проселку в березовом редколесье. Проселок проходит у края небольшого поля справа, от него по редколесью спускаемся к ручью Матюковка и пересекаем его против З края Горностаево. Поднявшись на поле, идем далее на ЮВ правее перелеска вдоль оврага, пересекаем там трассу газопровода и, двигаясь на Ю полями и перелесками к В от Матчино, либо чуть восточнее, вдоль опушки перелеска справа, подходим к речке Бунчихе. Ее легко пересечь по бревнам, а левее есть автодорожный мост против Гладково. При необходимости, здесь можно сделать обед: от начала маршрута уже не менее 30 км. Но гораздо лучше, особенно в преддверии теплого дня, продолжить путь цепочкой полей на ЮЮЗ и Ю мимо Старого и вдоль электролинии через маленький перелесок к полю перед Лаптево. На привал спускаемся к В части деревни и смещаемся налево к мощному роднику чуть выше деревни, он на левом берегу Хочемки. Дров здесь достаточно, преимущественно сухие ветлы.

После привала надо попасть к мосту через р.Каширку чуть Ю трассы мощных ЛЭП: другой возможности переправиться нет. Туда можно попасть двумя способами. Можно подняться на высокий Ю берег Хочемки, пересечь поле в направлении ЮЮВ и лесной овраг, за которым проселок направления ЗЮЗ выводит через 1,5 км к полям перед селом Хочемы, которое огибаем слева. Несколько короче идти по полям правым берегом Хочемки: проходим через Лаптево, пересекаем по дорожке овраг у З околицы и огибаем справа следующий овраг. Далее либо сразу спускаемся полем к Хочемке, против деревни Хочемы должен быть мост через речку, а от Хочем вдоль полевого проселка на З между двумя дачными массивами по берегам Каширки к мосту через нее, либо по тропинке от Лаптево через поле и березовый лес к дачам на левом берегу Каширки у впадения Хочемки: от них 0,3 км по дорожке по мосту через Хочемку и вдоль Каширки до моста через нее. От моста, огибая дачный поселок справа, поднимаемся наверх.

Путь к Ситенке целиком лежит вдоль трассы ЛЭП на ЗСЗ, причем левые ЛЭП - не действующие. Не следует только сразу идти по ЛЭП: на склоне к Каширке неприятные овраги, которые лучше обогнуть слева. Приблизившись по ЛЭП к Павелецкой ж.д., перед ней сворачиваем к С слева от дач вдоль дорожки и проходим мимо одноэтажных каменных домиков слева к платформе.

До ст.Акри на 4 км короче, но местность более населенная. Поднявшись от Каширки, пересекаем ведущий к дачам асфальт и движемся полем правее дач и дер.М.Образцово до нового участка шоссе Ступино - Озеры за ее З околицей, по которому или расположенной за ним ж.д. пересекаем в Ю направлении глубокий овраг. Параллельно ж.д. и шоссе проходим около 1 км на Ю и поворачиваем правее на ЮЗ полем мимо прудов слева. У начала прудов входим чуть левее в открытую полосу с проселком между дачами справа и аэродромом слева. Невдалеке от конца проволочной ограды аэродрома налево через нее к коттеджам из красного кирпича ведет тропинка. От коттеджей вниз (ЮЗ) около 0,3 км вдоль дороги до ст.Акри.

2. Нарская сказка.

Маршрут, вернее их группа, чтобы посетить красивейший участок среднего течения р.Нары выше Варшавского шоссе с обилием родников. Очень красива долина ключей с водопадом Радужным у излучины в нескольких сотнях метров выше моста Варшавского шоссе, но она расположена на безлесной местности, вдобавок в последние годы там построен дачный поселок. Поэтому я предлагаю маршруты к лесистому участку долины Нары ниже дер.Рыжково и выше устья Кременки, где под крутым коренным берегом проходит вдоль реки тропа, около которой на протяжении примерно двух километров несколько десятков родников разной интенсивности. Исходными и конечными пунктами для похода туда, если не принимать во внимание автобусные маршруты, могут быть Зосимова Пустынь или Ворсино, а также платформы Окружной ж.д.: Мачихино и 250 км. Наиболее привлекательна, особенно для сильной группы лыжников, Зосимова Пустынь, от которой до этих мест по карте по прямой 20 км, а реально не менее 25, однако здесь часто бывают лыжни, прокладываемые туристами, дачниками и жителями Наро-Фоминска. С использованием этих лыжней мне как-то удалось добежать в одиночку на лыжах от Зосимовой Пустыни к 2 часам дня даже до водопада Радужный, что на несколько километров дальше. Когда снега достаточно много, целесообразен маршрут от Зосимовой Пустыни с возвращением полностью или частично по своей лыжне, возможен также финиш в Ворсино (12-14 км от моста через Нару ниже Каменского), несколько проще возвращаться, не переходя Нару, на Окружную дорогу (Мачихино, пл.250 км).

Примерный путь: Зосимова Пустынь - Могутово - дачи на месте бывш. дер.Мачихино - Плаксино или Дятлово - р.Нара.

От заднего края платформы вдоль забора и далее на ВЮВ по просеке к Киевскому шоссе и за него. Сеть просек здесь густая. Имеет смысл смещаться по просекам или лыжням на ЮЗ до ЛЭП, проходящей ЮЗ бывшей деревни Мачихино: по ней нередко бывает лыжня или буранные следы. При благоприятных условиях не исключено использование дороги, ведущей от Могутово к этим дачам и далее к шоссе между Плаксино и Клово, и дороги к Рыжково. На Рыжково следует ориентироваться и при невозможности идти по дорогам: наверняка гораздо лучше пройти здесь к Наре по открытым участкам, если они не застроены дачами, а затем вдоль Нары, чем прорываться к ней напрямую через лес: леса тут закустарены и трудно проходимы. Вариант с подходом к ЮВ концу этого участка - двигаться по просеке ЛЭП до окрестностей Собакино, хороший путь к Наре оттуда описан далее. Выход на Ворсино - через мост чуть ниже Каменского (более мостов через Нару до Варшавского шоссе, по моему, нет, а переправа по льду через нее мало вероятна - только в сильные морозы) и Иклинское.

Я совершил поход на лыжах в декабре 2001 г. к самому нижнему по течению роднику на этом участке в условиях не очень суровой тропежки и малого количества лыжней от платформы 250 км Окружной ж.д. и могу рекомендовать этот путь для отдельных лыжников, а также для возврата группы к ж.д. при изобилии снега.

От платформы проходим чуть вперед (ЮВ) вдоль путей или справа по лесным тропинкам до тропы, ведущей на ЮЗ к СЗ концу дачного поселка. От него начинается ЮЗ просека, которая сперва узкая и грязная, но затем становится все лучше и чище. Через 3,5 км она пересекает ЛЭП, а еще через 0,7 км выходит на вырубку, вдоль ЮЗ края которой нужно сместиться чуть к ЮВ и по небольшой вырубке спуститься на Ю к истокам текущего в Собакино ручья, пересечь их и подняться через небольшой закустаренный перелесок к углу поля, по которому проходим далее на Ю к дорожке, ведущей через вырубку и полянку к шоссе на С краю поля. По полю от шоссе ведет проселок на Ю в Дятлово. Пересекаем в Дятлове Кременку и идем далее в Ю конец поля, слева, вдоль Кременки - дачи. От Ю угла поля через лес есть к ЮЗ короткий проселок до следующего дачного поселка, перед которым низина к Кременке. Обходим этот поселок справа сперва по этой низинке, затем поднимаемся вдоль его СЗ края и идем к его ЮЗ углу. Оттуда через лес с вырубками ведет на ЮЮЗ тропа, а зимой по ней часто лыжня, выводящая через 2 км к еловым посадкам высоко над Нарой, под их ЮВ краем мощный родник. За два десятка лет, которые я там не был, молодая посадка превратилась в мощные ели, а полянка на склоне к реке вниз по течению от родника заметно заросла кустами, но пейзаж по-прежнему очень красив. Сюда от пл.250 км около 12 км, станция Мачихино на 4 км дальше, чтобы попасть к ней, нужно сместиться по ЛЭП на СЗ 3 км до поля, застроенного в центре дачами, от его С угла на станцию ведет тропа, выложенная бетонными плитами. В случае привала выше по течению Нары, вблизи Рыжкова, короче и проще становится выход в сторону Ворсино или Мачихино.

В заключение - стихи, навеянные этими благословенными местами, где мне довелось участвовать в слете КСП - Клуба самодеятельной песни.

Нарская сказка

Верните музыке слова,
          Пока не догорело лето,
          Пока опального поэта
          Душа бездомная жива.

Здесь ей отрада и приют.
          В тени, над Нарою-рекою
          Сидят ценители поко
          И ключевую воду пьют.

Из-под камней журчит родник.
          Там юный бард, тоской гонимый,
          Воскликнув: "Кровь земли родимой!",
          К истоку бородой приник.

Звени, поэзия, звени!
          Неописуемо блаженство
          Найти природы совершенство
          В такие ласковые дни.

Давно воспетый шум берез,
          Вода упрямо точит камень...
          Здесь можно говорить стихами
          И даже верить им всерьез.

Здесь можно спорить о былом,
          Искать в себе Руси остатки,
          Ругая новые порядки,
          И пестовать души надлом.

Так сладостно дразнить века
          Огнем поэзии нетленной
          И обращаться ко вселенной!..
          Да только под горой река
          Течет уныла и мелка,

Искромсан вырубками лес,
          За ним галдит поселок дачный,
          И довершит сей облик
                               мрачный
          Завод, коптящий синь небес.

Но разве можно портить жизнь,
          Такую мелочь замечая?

И всю дорогу до Москвы
          С таким энтузиазмом пели,
          Что пассажиры обалдели,
          От изумленья рты раскрыв.

Куда им, жертвам суеты,
          Проникнуть в таинство творень
          И в волшебство стихосложенья,
          Чтоб стать с поэзией на "ты". -

Зарплата, дети и жилье,
          Гримасы мелочного быта -
          Вся эта тема так избита,
          Так скукой веет от нее,

Что впрямь поверишь - чепуха:
          Работа, деланье карьеры -
          Неисчислимые примеры
          Того, где Музы не слыхать.

Увы, кончается маршрут.
          Пора до новых встреч проститься.
          Задворки пышные столицы
          Сулят свой будничный уют.

Что ж пожелать - себе и вам? -
          Вернуться к нарским берегам!
          Как сказка, пусть они возникнут,
          И, может статься, кто-то крикнет: