К оглавлению отчетов

Сверхплановая хроника и фрагменты текущей переписки.
Зимний сезон 2015-2016

26 марта 2016 (суббота).

Ярославский 6:35 на Александров,
такси от Сергиева Посада до Петрушино

Петрушино - Рупусово - р. Анжа - Николаевка - Арсаки = 70

А.Бахвалов: Пройденный трек. Точки.

В итоге получилось: Петрушино - Барово - Пустое Рождество - Горюшка - Вороново - Плотихино - Романка - Рупосово - Мал.Михалево - Хомлево - Терещино - Попова Гора - р.Анжа - Хорошево - Лисавы - Николаевка - ур. Пенево - ур.Жуково - Долматово - ур. Колычиха - Арсаки = 69-71.

Собралось девять участников (не считая Леши Скрипко, который приехал на своей машине и катался по частично индивидуальной программе). Заказали два такси "Лада Ларгус", в одну машину поместили трёх участников и все лыжи, в другую - шестерых участников.

При пересечении на машине долины Дубны в район Ченцы - Зимняк поля оказались практически протаявшими. К счастью, выше от реки снега было больше, но всё равно попадавшиеся на участке Петрушино - Плотихино паханные поля (их было несколько) приходилось проходить классикой. В целом этот участок удалось спроектировать по снимкам нормально. Только идея обойти Горюшки с юга ошибочна - при этом мы словили два неприятных оврага [GOR1] и [GOR2]. От Плотихино на Романку буранка по местной дорожке, которая просматривается на снимках. Между Романкой и Рупосово можно было еще прямее подрезать угол дороги и выкатиться прямо на мост через Паршу [PAR-BR], но я вовремя не разглядел проход в кустах. От Рупосова до Малого Михалева самый эстетически малоудачный участок: хотя и коньком по насту, но вокруг застройка.

После входа в лес [MAL_MIH-L] прошли по дороге, пропиленной секцией Ю.П., а в точке [HOM1] приходит прокатанная дорога со стороны Туханки к кормушке [HOM-KORM]. Дальше по буранкам почти до Поповой Горы, на которую выкатились по насту, подрезав угол. Выход на нее с западной стороны гораздо приятнее, чем с востока, как я ходил два предыдущих раза: не надо всё время оборачиваться, выискивая видовые точки - панорама сама постепенно раскрывается перед глазами.

В связи с жестким настом спускаться по лесной дороге не рискнули и объехали с севера по буранкам. Два отставших участника, как выяснилось, всё же благополучно спустились по проектному треку. [ANZH-VYR] - активная вырубка. По словам лесорубов, под расширение песчаных карьеров. Возможно, дотянется и до более западной дорожки, по которой мы прошли 06.01.2016.

Обедали перед мостиком через Анжу, на краю поймы. Дров там немного, но на один костёр в солнечную погоду легко набрали ольхи плюс одну сухую сосенку. После обеда Леша прошел вверх вдоль Анжи и нашел место, где она из сухого русла становится полноводной рекой.

От обеда до Пенево за основу взяли трек "альтернативщиков" от 30 января. Отклонения от него:
1) Между старой и новой Ярославкой попытались пройти по ЛЭП. [LEP1] - буранка уходит правее, чтобы обойти исток оврага, текущего с ЛЭП налево. [LEP2] - очень крутой спуск. Один буранный след идет по лесу, но там ехать вниз - почти самоубийство. Второй идет по ЛЭП, там рискнул проехать только "Борода", остальные спустились рядом лесенкой.
2) [NIK1 : NIK2] - широкий заснеженный проход типа старой лесовозки. Я решил, что это может быть перспективная подрезка, и в одиночку свернул. Оказалось, что это тупик. Всё равно, пройдя азимутом [NIK2:NIK3], заметно опередил троих участников и догнал лидеров.
3) На поле у Николаевки отклонились к западу. Прошли рядом с востоным краем карьера. [NIK-DIRT] - переход карьерного грейдера. Обращенный на юг склон насыпи растаял, пришлось изрядно испачкать лыжи и ботинки. У захода на язык поля [NIK4] подсекли широкую "ломовую" буранку со стороны Николаевки, и по ней языком и лесом выкатили на январский трек.

В Пенево из двух нарисованных на OpenCycleMap дорожек в сторону Жуково буранка была только на второй, от [PEN2]. Мы ее подсекли. А лидеры излишне формально подошли к треку, который я нарисовал по первой (от [PEN1]) и немного накрутили. В Жуково народ сначала летел по основной буранке, но потом увидел, что она уходит на Колпаково. Из-за этого на треке угол. Буранка в лесу по треку тоже есть, но слабее, а возле [VYR-ZHUK] выходит на активную вырубку. С нее до ЛЭП довольно противный проход вдоль грязной лесовозки. Потом лесовозка уходит по ЛЭП на север, и дальше нормально. Долматовское поле шикарно. В Долматово попробовали обход с юга, поскольку было заранее ясно, что основная дорога, по которой мы шли в декабре, растаяла. Всё бы ничего, но возле [DOLM-DIRT] пришлось пересекать две оттаявших грязных колеи, ведущих в коровники. Дальше вслед за головной группой подрезал петлю трека. К счастью, овраг [KALIN-OVR] нормально переходится, и там ничего не течет.

Дальше все практически по проекту. Кукурузное поле после дороги, где мы мучились на кочках в декабре и в январе, покрыто идеальным настом. Выкат вдоль железной дороги замечательный. Конечно, тропить там 30 января было бы мазохизмом, но при насте только так и надо выходить (остальные участники вышли к ж.д. еще раньше, я немного полазил вдоль грязной дороги, чтобы посетить магазинчик).

А.Скрипко: Пройденный трек Переславичи - р. Анжа - Переславичи=70.

Выяснил, откуда берется Анжа. Это заболоченное урочище длиной метров 300. Идти по нему практически невозможно, потому что везде бьют ключи. Они и формируют Анжу. Очень странное и красивое место.

Фоторепортаж.

И.Ракчев: Всем спасибо большое за отличный поход в приятной компании Не ожидал такой "лысости" от окрестностей Калязинского шоссе, но, с другой стороны, не съездили бы туда, не узнали, что там так бывает. Немного моих фоток.

7 марта 2016 (понедельник).

Рижский 7:00 на Волоколамск

Лесодолгоруково - Вельга* - Покровка = 57

27 февраля 2016 (суббота).

Ярославский 6:35 и 7:31 на Александров

Александров - Рюминское - ур. Есипово - ур. Самарино - Балакирево (Багримово) = 62 (52)

А.Бахвалов: Пройденный трек.

6 января 2016 (суббота).

Ярославский 6:50 на Сергиев Посад,
автобус 119 в 8:45 на Переславль

Лисавы - Хорошево - ур. Попова Гора - ур.Терещино - ур.Хомлево- ур.Кузнецово - * - ур. Мухарево - Хребтово - Барово - Ново - Петрушино =40

А.Бахвалов: Пройденный трек (40 км). Точки.

Представляют интерес (по крайней мере, для меня) следующие находки:

1) [HORO-NW : ANZHA : 311 : 312 : LEP-DV] - чистая лесная дорога с Хорошевского поля на ЛЭП восточнее Двойнино, в обход Филилейки и Ильинского погоста. [ANZHA] - переправа через Анжу вброд или по бревну. См. фотографии Булычева. Возле [312] подходит мощная колея с В, ЮВ.

2) [POP1 : POP2] - авто/квадрозаезд на Попову Гору с востока (!). Живописный чистый подъем с вековыми деревьями.

3) [HOM-RUCH] - при пересечении дороги Хомлево - Туханка с руслом ручья С.Б. взял топор и дорубился до воды. Перспективное место для обеда 30.01.

4) [KUZN-N : KUZN-GL : DIN20160106] - альтернативное начало дороги Кузнецово - Мухарево. Здесь гораздо чище, чем на участке [KUZN-W : DIN20160106]. К сожалению, участник, прошедший его насквозь, был без навигатора. Я радиально заснял только кусочек. Но остальная часть дороги - от точки обеда до Мухарево - в весьма плачевном состоянии.

26 декабря 2015 (суббота).

Ярославский 7:00 на Красноармейск

Красноармейск - Боково* - Осеевская= 45

Т.Воробьева: Отлично пробежались впятером (с Димой, двумя Сашами и Славой) по очередному первому снегу, выпавшему накануне ночью.

Красноармейск - Боково - Осеевская. Трек Димы (.gpx, 46 км). (Не знаю, откуда у него 46 км - у других оджипиэсенных участников получилось по 45.)

Хороший маршрут относительно близко от Москвы, умеренное (для такой погоды) количество грязи, леса, чередующиеся с полями, живописные реки, мостики, несколько подболоченных мест. Эффектная церковь с колокольней в Авдотьино, которую видно издалека. Днём слегка покапал дождик, но и солнце мы тоже видели.

Получилось 21 км до обеда и 25 - после. Обед на берегу Пруженки после Боково, в еловом лесу вблизи родника. Отличное место, с дровами. И чисто, никакого мусора нигде! Несмотря на то, что, по словам Саши, летом там бывает много народу.

На послеобеденной части маршрута преодолели несколько завалов на еще осенью чистых просеках. Завалы не критичные - задержали нас не сильно. В самом конце, в Орловке, с Димой и Славой пробежали около километра вдоль шоссе, а не по лесной просеке, так как заходили в магазин у дороги, и оттуда уже далековато было возвращаться на трек.

В почти полном составе (вчетвером) уехали на 15-45, засветло. Саше Якимову спасибо за бумажные карты рогейнов нужного района и общие руководящие указания по ходу дела. Очень мощно выступил Саша Будников, который вообще ни разу за всю осень не появлялся пешком/бегом (только на Открытии на велике) - 45 км на первом выходе, из которых он пробежал около 30.

А. Якимов: Пройденный трек.

19 декабря 2015 (суббота).

Ярославский 7:31 на Александров

Арсаки - р.Чёрная* - Арсаки = 40

А.Бахвалов: Пройденный трек (39.5 км).

4 ноября 2015 (среда).

Ярославский 7:31 на Красноармейск,
автобус 43 от Путилово

Михайловское - Спас-Торбеево - Кобылино* - Бревново - Шарапово - Лоза = 25

А.Бахвалов: Основная задача - "реанимация" дороги Кобылино - Ларино. Попутно хочется полюбоваться на новый полигонный забор, найти место с дровами для обеда в плановом походе 28.11.2015 и осмотреть состояние долины Черемушки.
Проектный трек до Лозы. Точки.
Через Спас-Торбеевское поле можно пройти короче (если оно не вспахано), просто я никогда не заходил в саму деревню и нарисовал такой вариант.

Основной объем работы намечен на участке [KOB-LAR : LAR-KOB]. Кажется, в прошлогодней точке обеда [DIN20141129] мы все дрова сожгли. Надо рядом поискать место для обеда в плановом походе. А в этот раз я бы набрал воду в бутылки из Черемушки (или ее притока перед Кобылино) и сделал костер в начале участка прочистки (метров 400-500 от Черемушки).

Для раннего возвращения можно сесть на автобус/маршрутку в Шарапово у кладбища. Из Лозы маршрутки ходят каждые 5-10 минут.

А.Бахвалов: Спасибо всем за компанию! План по пропилке выполнен и перевыполнен. Фоторепортаж С.Б.

Пройденный трек. Вместе с участком у Федоровского получилось 27 км.

18 октября 2015 (воскресенье).

Ярославский 8:05 на С.Посад,
такси до Тириброво

Тириброво - оз.Шумское - Колычиха - Арсаки = 24

А.Бахвалов: В воскресенье хотелось бы провесть "дубль два" прогулки-прочистки-разведки Тириброво - оз. Шумское - Арсаки.
Проектный трек. Проектные точки.

Предполагается:
1) дочистить не сделанное при первом дубле на 300 метрах перед новой Ярославкой и на первом километре после неё.
2) проверить проходимость просеки [MYAK1 : ZEZEV]
3) решить вопрос с переправой в Колычихе.

Вводные данные: при движении со стороны Арсак есть прямой проход по тропе по просеке с переходом речки около точки [KOL2]. Так мы с В.О. прошли при дубле один. Но там крутая для лыж горка прямо в речку и бревно, на котором большая группа затормозится. С другой стороны, есть просека с колеей на восток примерно по линии [KOL1 : KOL3]. Туда в марте ходил С.Мал. и тоже писал, что переход нужно улучшать. Задача: выбрать более подходящий из двух переходов ручья и улучшить.

А.Бахвалов: Пройденный трек Тириброво - оз. Шумское - ур. Колычиха*- Арсаки = 24 (вместе с поисками и ходьбой взад-вперед было 29). Точки. Фоторепортаж С.Б.

Проделана важная работа по подготовке маршрута на январь. Большое спасибо всем участникам! Пройденный трек можно считать эталоном этого участка на январь, кроме захода на обед и оговоренных ниже мест.

Распределение работы по участкам оказалось совершенно не таким, как было запланировано.
[24 : 24A] - почти проигнорировали прочистку параллельно краю вырубки.
[22 : 22A] - нужно идти напрямую по расчищенному в сентябре или по предполагаемому льду бобровой запруды, и только от [22A] подниматься наверх.
[146 : 147] - прочищено и промаркировано по азимуту, ориентиров нет.
[12] - распилена елка в начале дороги.
[17 : 17A] - нужно принять восточнее (не поймали начала колеи).
Весь участок [17 : 18] планировался как проход по открытому пространству, но его южная половина оказалась густым молодым мордохлыстом, через который прошел тараном одиночный квадрик. Возле точки [18] очень удачно встретились с "автомобильной группой" и прочистили этот кусок. Но если квадрики (или снегоходы зимой) не будут регулярно кататься, то прочистки хватит максимум на один сезон.
Просека [18 : ZEZEV] и последующая поперечная севернее Шумского озера столь же хороши, как и более восточная, по которой мы шли в прошлом сезоне.
В урочище Колычиха можно немного сократить путь, если срезать язык леса через точку [KOL-SHORT].
[KOL-BR] - к лежавшему через ручей бревну добавлено еще два. От этого "мостика" прочищена просека до [153].
[153 : 154] - прочищена просека. В этом лесу с ЗЮЗ на ВСВ с шагом около 100 метров идут просеки, с гатями из поперечных брёвен. Их хорошо видно на снимках, но местами они уже поросли орешником. Прочищенная - четвертая с севера из не то семи, не то восьми.
[26 : 26A] - зимой стоит попробовать пройти напрямую. А может, и буранка будет. Приток поперек поля гораздо слабее, чем основной ручей, который течет вдоль дороги и который мы дважды перешли.
[28 : 28A] не исключено, что зимой дорога будет посыпана песком. Тогда, видимо, лучше проложить лыжню полностью или частично вдоль рельсов.
[ARS-MAG] - палатка в Арсаках. По данным викимапии - круглосуточная, но мы не спросили у продавщицы.

10 октября 2015 (суббота).

Ярославский 8:05 на С.Посад,
такси до Запольского

Запольское - Новая Шурма - Дмитровское - Звягины Горы - Кузнецово* - Татариново - Филилейка - Красное Пламя = 41

А.Бахвалов:

Едем на электричке в 8:05->9:19 до Сергиева Посада, забрасываемся на такси в Запольское, а выезжаем либо тоже на такси, либо на автобусе, отправляющемся из Красного Пламени в 18:50, с одной из остановок Красное Пламя, Лисавы или Тириброво. Хочется уложиться примерно в 40 км и бежать средним темпом там, где позволяют условия.

Если кто хочет сэкономить на такси, можно поехать на электричке 6:50->8:12 и доехать до Запольского на автобусе маршрута 116, отправляющемся на Нагорье в 9:00. Только уточните в пятницу вечером или в субботу утром, не появилось ли другой вводной. Центральный участок Сокольнической линии в субботу закрыт!

Проектные трек 1, трек 2, трек 3, трек 4 образуют сетку всех рассматриваемых вариантов. Точки.

Задача осмотра - оценить состояние как можно большего числа из четырех проходов A, B, C, D.
Проход [A1 : A2] существует и проходился участниками группы, но я его не видел, а отзывы противоречивы.
Проход [B3 : B2] читается на снимках, но его продолжения [B2 : B11] или [B2 : B12], возможно, нет на местности от слова "совсем".
Проход [C3: C2] я весной видел, существование его продолжения [C2 : C1] опять же неизвестно.
Проход [D1 : D2] читается на снимках, а его продолжение [D3 : D4] существует и проходилось участниками группы.
Возможность пройти по газопроводу [B10 : B11 : B12 : C1 : D1] также непонятна. Если там плохо, что-то можно обойти через поле у Звягиных Гор.

На случай, если в первой половине маршрута (по треку 4) окажется всё хорошо, я придумал еще один вариант. 39 км, но во второй половине красивейшие участки чередуются с непроверенными. Трек 5.

А.Бахвалов: Пройденный трек Запольское - Трехселищи - Новая Шурма - южнее Дмитровского - х.Селково - Звягины Горы - ур. Кузнецово* - ур. Татариново - ур. Филилейка - Хорошево - Красное Пламя = 41.

Технический отчет, по точкам:

От Запольского до [3SEL1] по дорогам (асфальт, бетон, гравий, песок).
Слабая тропинка через поле [3SEL1 : 3SEL2] упирается в запертую калитку, которую пришлось перелезать. Учитывая, что прошлой осенью мы видели разметку на поле северо-восточнее Трёхселищ, перспективы прохода из Трёхселищ в Новую Шурму не по асфальту выглядят туманно.
Далее до [A1] по дорогам.


[A1 : A11] - у ворот начинается народная тропа вдоль забора дач (снаружи), потом заходит внутрь через отсутствующий кусок забора, потом опять выходит. Пешком нормально, для лыж - может быть не очень.
[A11 : A21] - то ли квадроколея, то ли противопожарная борозда в густом орешнике на месте старой вырубки. Пешком 4 балла, местами до 5; на лыжах после снегопада возможен полный непроход.
[A21 : A22] - азимут через поляну.
[A22 : A2] - охотничья дорога к кормушке [A22], разъезженная колея.


[B31 : B22 : B21] - охотничья дорога, разъезженная колея. От [B3], похоже, заезда нет или он слабо раскатан. В точке [B21] -тупик.
[B22 : B2] - менее наезженная колея через поляну, при пересечении ручья довольно мокро.
[B2 : SELK] - чистая квадродорога, 5 баллов. Возле [B23] короедник, но думаю, что отдельные упавшие бревна оперативно будут распилены местными жителями, и только при серьезном погодном катаклизме возможны существенные затруднения с проходом.


[SELK] - выход на дорогу Новая Шурма - Звягины Горы в хуторе Селково.
[SELK : B10 : ZVG1 : ZVG2 : 142] - пробегаемые дороги разной степени чистоты.
От [ZVG1] в сторону [B11] уходит просека с проводами - широко расчищенная, но без следов.
От [ZVG2] читается подзаваленная дорога в сторону [B12].
[142] - тупик.


[142 : D1] - на газопроводе накатанных колей нет. Есть свободный от кустов коридор с неровной поверностью типа глубокой старой колеи, по которому при достаточном количестве снега можно тропить лыжню.
[C1] - просека на север читается, есть следы прочистки, 3-4 балла.
[143] - начало дороги у большого камня на ССЗ читается, 3-4 балла.
[143A] - поперечная просека не читается.
[144A] - приходит старая колея с юга, идет по газопроводу до [144], там уходит на север (а не поперечная дорога, как показано на картах), 4 балла.

[D1 : D21 : D2]- квадродорога Ратьково - Кузнецово, 5 баллов. Следы не очень свежие, на поле теряются в траве. [D21] - примыкание чистой просеки с З. Дальше до выхода на поле примыканий слева нет (в частности, нет плавного выхода дороги, показанной на карте от [144]).

Нанесенная на карту дорога [E0 : E1 : E5 : E6] местами читается на местности, 2 балла.
[E1 : E2] - азимут.
[E2 : E3] - пересекли вырубку.
[E3 : E4] - лесом вдоль вырубки (пешком это лучше, чем по вырубке).
[E4 : E5] - азимут.
[E6] - подсекли 5-балльную дорогу с З (она идет севернее, чем нанесенная на карту!)

В Татариново: [TAT1 : TAT2] - хорошая дорога на дамбу пруда и по дамбе. [TAT2 : TAT3] - азимутом подсекли более грязную дорогу, которая отошла от основного грейдера южнее. В лесу до точки [146] дорога свежеразъезжена лесовозами, очень грязно. Потом след лесовозов уходит на вырубку севернее, и становится гораздо лучше. После развилки [146A], где часть следов ушла на ЮВ, стало совсем чисто.

"Домашнее задание" тем, кто еще собирается в этот район:
1) Провести контрольную прочистку дороги Мухарево - Кузнецово. В мае она смотрелась неубедительно по стандартам группы, особенно на подходах к Кузнецову.
2) Найти и записать на навигатор самый удобный проход через дачи и поле от [C3] до [B31].
3) Изучить возможности переноса обеда из прошлогодней точки [DIN-K-2015] вверх по Курге/Курте (наличие воды и подходов со стороны генеральной линии [C21 : C31 : C3 : B31], с минимальным от нее отклонением).

Т.Воробьева: С Сашей и Димой замечательно пробежали-прошли по маршруту Запольское - Мал.Дубравы - Трехселищи - Малинки - Нов.Шурма - Селково - Звягины Горы - ур.Кузнецово - привал - ур.Татариново - ур.Филилейка - Хорошово - Красное Пламя. Трек Димы (gpx, 41 км).

Замечательный красивый маршрут, с дальними видами с обзорных точек. В сухую погоду было бы вообще супер, а сейчас грязь помесили, конечно.

Погода радовала нас чередованием солнца с короткими снежными зарядами. При околонулевой температуре, ага, но кого это смущает. Дороги были разные - от чистых песчаных в самом начале до грязнющих разъезженных колей (как и положено в это время года). Снег был местами по щиколотку, Жора вполне мог бы открыть лыжный сезон :-) То, что накануне воспринималось как хохма, стало реальностью - чай варили из снега! В середине октября! Дима всерьез опасается, что снег ляжет рано и сорвёт осенний беговой сезон :-)

Самые длинные пешие участки - 2,5 км по газопроводу (северо-восточнее Звягиных Гор) и 3 км после урочища Кузнецово. Остальное всё более-менее пробегаемо (в сухую погоду было бы пробегаемо полностью).

Единственное, о чем я жалею - что мы не побывали на Поповой Горе (изначально это планировалось как возможный вариант). Ну ладно, как-нибудь в другой раз. А ещё хочу в эти места летом с ночёвкой, желательно на лисапеде :-) м С дружественной группой С.В. в составе двух Сергеев, Дины и Тамары мы встретились в магазине в Красном Пламени, в очереди за пивом (ну а где же ещё) :-) Длинная обратная дорога в тёплой (во всех смыслах) компании пролетела незаметно :-) А какая была интрига (не)успевания на электричку 19-49 из С.Посада! И «послефинишный рывок» на неё с автобуса! Успели!

Кстати, криотерапия и физическая нагрузка, похоже, благотворно сказались на состоянии растянутых связок моей лодыжки - к обеду опухоль заметно спала (а утром я еле-еле смогла запихнуть распухшую стопу в кроссовок). Я всегда знала, что покой, который рекомендуют после травм - зло :-) Голеностоп, конечно, еще побаливает, но в целом состояние улучшилось.

Всем спасибо за компанию, было здорово!