К оглавлению отчетов

Сверхплановая хроника и фрагменты текущей переписки.
Зимний сезон 2013-2014

5 апреля 2014 (суббота).

Ярославский 7:25 на Александров

Семхоз - р.Кирдовка - Семхоз =60

А.Нестеров: Для суперлыжников, ещё не убравших инвентарь на антресоли или для которых невломно будет его достать. По следам Тани и Сергея. Возможно продолжение банкета в Горошково. Возможно и по другую сторону ж/д в сторону водопада. Главное - сесть в электричку и убедиться, что лыжи не забыты.

Согласовано с ШЕФОМ.

С.Б.: За основной вариант я предложил бы старт с Семхоза на север. Костёр лучше сделать на Кирдовке.

С.Б.: От Семхоза через посёлок и Алферьево до костра на Кирдовке вышло всего 22км. В знакомых местах сделал разведку. Компанию мне составили пятеро смелых и бесстрашных. Из-за подлипа и паханых полей петелька вышла в 17 км, а вернулись к костру только к трём часам.

От костра на Семхоз прокатили через Кирдовский лес к Загорским далям и через урочище Опёнки. Благодаря буранки и лыжни вышло быстро и получил огромное удовольствие. Большое спасибо тем кто протропил лыжню. За день обстановка со снегом изменилась - появились проплешины.

По моим прикидкам накатал 62 км. Из них менее километра с лыжами и на лыжах по грязи.

Фоторепортаж. Видеоролик выложил в Яндекс-диск: Видеоролик.

Трек по маршруту Семхоз -Алферьево -Кирдовка -Каменка -Ивнягово -Соснино -Кирдовка -Опёнки -Семхоз вышел в 61,2км. Часть своего неполного трека до перекуса заменил на часть трека Николаева Сергея. Снято на местности: трек

Т. Воробьева: Утром на ЛЭПке рядом с Семхозом обнаружили засыпанные снегом уже распустившиеся цветы мать-и-мачехи. Сфотографировала их на телефон утром и вечером, 4 фото.

Лыжи в очередной раз отмыла и убрала "до следующего сезона" :-)

2 апреля 2014 (среда).

Ярославский 7:25 на Александров

Семхоз - Алферьево - Семхоз =40

Т. Воробьева: В среду, 2 апреля, собираемся с Сергеем Николаевым покататься на лыжах в районе Семхоза. По пути решим, где выходить.

Я сегодня, бегая утром в парке, чуть не утонула в снегу, а вечером там же видела многочисленные лыжные среды, и даже не до земли. А на севере области снега должно быть еще больше.

Т. Воробьева: Сказочно прокатились вдвоем с Сергеем из Семхоза до ручья в лесу после Алферьево и обратно по своим следам.

Олег Волков ошибался насчет прощального плевка зимы в виде первоапрельского снегопада. Это не плевок в душу, а настоящий подарок! Я уже не помню, когда этой зимой каталась по такому белому мягкому свежему снегу. А не мокрому-грязному-перемороженному. А я уже три раза за эту весну ошибалась, убирая лыжный инвентарь "до следующего сезона".

В это трудно поверить, но впервые за последние недели мы выбирали на полях места, где снега поменьше (а не где побольше), а то реально сторчались тропить :-) Отвыкли, все навыки растеряли :-) Нам очень не хватало дополнительной мощности "один Антон" - Антон, к сожалению, сегодня присоединиться не смог, но был мысленно с нами :-)

В лесу под деревьями снега тоже хватает. Под лыжами не чувствуются ни корни, ни палки. И вода вся замерзла, никаких провалов по щиколотку, типичных для весны. За нами оставалась приличная лыжня, поэтому мы и решили после обеда "покатаццо" - вернуться по своим следам, чтобы труды не пропали даром. Но на полях лыжню почти полностью замело, зато на лесных участках было волшебно.

В целом в районе Семхоза глубина снега (при измерении в лыжах) была по щиколотку и выше (местами до середины голени). И в самом поселке мы лыжи не снимали - все дороги под снегом.

Фотки с телефона. Пусть все завидуют! :-)

Я-то думала в ближайшую субботу побегать, но теперь уже не знаю... Боюсь, у меня просто не хватит здоровья бегать без лыж по таким сугробам. Или надо на юг ехать, где снега не так много. Сергею спасибо за компанию и за то, что вытащил :-) Не воспользоваться таким шансом было бы обидно :-)

C.Николаев: Пройденный трек (42 км).

22 марта 2014 (суббота).

Ярославский 8:05 на Сергиев Посад

Семхоз - Алексеево - Лоза =33

С.Б.: На лыжах. Семхоз - р.Черёмушка — неплохое начало. Но можно рассмотреть и иные варианты. Предлагайте!

А.Бахвалов: Если утром обнаружится снег хотя бы на некоторых полях, можно попробовать вариант Семхоз - Варавинский газопровод - р. Черемушка - Ереминская просека - Калистово. Можно и в обратном порядке, но тогда электричка 7:25 на Александров. Выходить на большое Шараповское поле кажется излишним, пешие участки и без этого наверняка найдутся, особенно под вечер. В связи с неясностью обстановки проектных треков предлагать не буду.

Т.Воробьева: Фотографии.

Плохая зима, говорите? Подсчитала свой суммарный пробег на лыжах за этот сезон - рекордный за все время, что я хожу с Группой (с 1999-2000 года). Только по Подмосковью больше тысячи км, а еще были Костромская область и Финляндия. Достаточная степень фанатичности (просветлённости) делает наличие снега для лыж не обязательным :-) На этом лыжный сезон считаю закрытым.

А.Бахвалов: Снято на местности: трек Семхоз - Еремино - Кобылино - Алексаеево - * - Лоза=32. На удивление почти везде на лыжах по снегу: кроме участков полей, на которых приходилось отрываться от южных опушек (между Торгошей и Черемушкой, в Кобылино, на З краю Алексеевского поля) и улиц поселка Лоза. Выход с булыжной дороги по просеке бывшей маленькой ЛЭПки на Лозу не рекомендуется к повторению: закольцованные кусты на 2-3 балла и жесткий спуск в овраг на краю поселка.

С.Б.: До костра навигатор не включал. От костра до посадки на маршрутку вышло 6,2 км. Снято на местности: трек

Спасибо за компанию и за работу фотомоделями. На некоторых фото вы неподражаемы. Фоторепортаж.

Фоторепортаж Олега Глухарева.

А.Бахвалов: См. также результаты летней работы над ошибками.

8 марта 2014 (суббота).

Ярославский 7:25 на Александров

Струнино - р. Нюньга - Александров (Балакирево) = 63 (48)

С.В.: Из наработок Сергея Малиновского.

Предлагаю: трек Струнино - ур.Колычиха - Зазевитово - р.Дубна - оз.Шумское - р.Чёрная - ур.Астафьево - ур.Домкино - Николаевка - ур.Головеново - бывш.УЖД - р.Нюньга* - Рюминское - руч.Волчишинский - Балакирево = 48.

Предлагаю: трек Струнино - ур.Колычиха - Зазевитово - р.Дубна - оз.Шумское - р.Чёрная - ур.Астафьево - ур.Домкино - Николаевка - ур.Головеново - бывш.УЖД - р.Нюньга* - Рюминское - р.Ердобошка - ур.Зубцово - Стар.Слобода - Немецкие горы - Красная Роща - Александров = 63.

Предлагаю: точки.

[OBED-1] обед на р.Нюньга, 35 км от старта.
[32 : 33] природный памятник Немецкие горы.
[PETR] памятник Петру I возле Немецких гор.

Точки слива на автобусе в Александров:

[STARA-A] автобус от Старой Слободы, каждые 30 мин.
[SVETL-A] автобус от поворота на пос.Светлый, каждые 15 мин.

Обсуждаются три варианта финиша в Александрове:

  1. Чисто спортивный. На лыжах подход к автобусной остановке в Старой Слободе. Автобусы до вокзала через 30 мин.
  2. Проход на лыжах через заповедник Немецкие горы к автобусной остановке "поворот на Светлый", где автобусы к вокзалу ходят через 15 мин.
  3. Экскурсионный вариант. Подход на лыжах через заповедник до Красной рощи. Здесь лыжи убираются в чехол, и совершается пешая экскурсия по досторимечательностям города (монастрырь - музей Ал.слобода, гл.улица с исторической застройкой). Продолжительность экскурсии до вокзала 3 км.

Рекомендуется подготовиться к бродам и растаявшему снегу.

[12 : 13 : 14 : 15] севернее этой дуги расположен карьер, хорошо видимый на снимках. Его нужно избежать. Дуга составлена из нескольких старых лесовозных дорог, между которыми есть участки азимута (около 500 м) через не самый приятный лес. Сильно отклоняться от трека здесь не рекомендуется.

[27] р. Ердобошка, оборудованный родник возле ельника, для обеда не подходит по расстоянию. Отсюда далее на Ю к Старой Слободе когда-то шёл один из участков страринной Переяславской дороги. Трек частично проходит по этому участку.

С.Малиновский: Ну, призакрыли малость...

Струнино- Копцево- ур. Колычиха- Зазевитово- оз. Шумское- Воронье болото- Чёрная речка- ур. Астафьево- ур. Домкино- ур. Неумойка- Николаевка- р. Нюньга- Рюминское- ур. Зубцово- ур. Аксентьево- Старая Слобода- Немецкие горы- Александров (Светлый)= 59. Снято на местности: трек

После Николаевки забурился в лес покрутиться по буранкам, а их там нету... Только за Нюньгой егеря ездят от Рюминского по подкормочным площадкам, да и то не насквозь. Похоже, единственный транзитный путь через этот лес- узкоколейка, ну, если только еще что- нибудь рядом с песчаным грейдером Николаевка- Лукьянцево найдется... Прогуляв обед, вышел на трек и ушел в Александров.

Снято на местности: точки

26-27 прочищено
27-28 чистые проходы, буранки
28-29 азимут- перемычка между лесными дорогами, оптимальный проход
4-30 буранки, ЮВ Николаевки на поле столбы под забор
30-31 старые заросшие колеи, 31-32 азимут, просеки не читаются, никаких проходов нет!
32...37 сеть буранок по подкормочным площадкам, 35-36 тупик
38-39 пропиленная буранка, уходит западнее
39-40 бруль
41 тропинка через перелесок
42 авт. ост., конечная городского пазика N7

Фоторепортаж

С.Б.: Спасибо разработчикам и разведчикам этого маршрута - Вышенскому и Малиновскому. Продлили зиму ещё на неделю. Погода и хорошая компания этому поспособствовали. В этом районе много где ещё можно походить и оптимизировать варианты этого маршрута и разработать новые. Прошу извинения за корректировку маршрута, но упускать случай покататься по насту для меня было выше моих сил. Снято на местности: трек

А.З.: Праздничный день прошел с радостным настроением от нормальных снежных условий,погоды и небольших приключений. Однако, предложенная концовка в Балакирево ,к сожалению,оказалась полным лесным непроходом. Пришлось пешком прошагать по грейдеру и по городу около 3 км. Некоторые волнения за участников, которые могли повторить наш бестолковый путь, удалось минимизировать с помощью не очень устойчивой беспроводной связи. Как нибудь еще заглянем в этот теперь уже слегка осмотренный угол! Снято на местности: трек

Г.Т.: Трек и фоторепортаж замечательного похода по маршруту Струнино-р.Енка-Старая Слобода с общим итогом 60 км. Спасибо разработчикам и разведчикам за эстетику, красоту и приемлемые решения.

С.В.: Снято на местности: трек Струнино - ур.Колычиха - Зазевитово - р.Дубна - оз.Шумское - р.Чёрная - ур.Астафьево - ур.Домкино - Николаевка - ур.Головеново - р.Енка* - бывш.УЖД - р.Нюньга - Рюминское - р.Ердобошка - ур.Зубцово - Стар.Слобода - Немецкие горы - Красная Роща - Александров = 63.

Снято на местности: точки.

1 марта 2014 (суббота).

Ярославский 6:35 на Александров

Александров - Николаевка - Александров = 64

С. Малиновский: Прошел Александров- Дичково- д. Степаниха- ур. Пенево- Николаевка- ур. Головеново- бывш. УЖД- оз. Дьяконово- Рюминское- ур. Шмидта- Свинкино- с. Степаниха- Щекотово- Коскино- Вески- Александров= 64.

Снято на местности: трек

Всё идеально и рекомендуются к повторению! Разве что вход в Александров скучный, я бы его заменил на Немецкие Горы... Начало трека вручную.

Состояние местности по точкам, cнято на местности: точки

1-2 лыжни
2-3 квадроколеи, буранки, уходят дальше СЗ
3-4 тщательно пропиленная буранка
5 по дороге засыпанные следы, буранки нет
6-8 в начале тракторная колея, потом квадроцикл и буранка
7 буранка В, вероятно соединяется с буранкой 10
8 приходят буранки З и ЮЗ
9 бобровая плотина и ледовая переправа, если плохо- выше по течению ручей перешагивается
11-12-13 заход на полотно быв. ужд, пропилено начерно, со следом снегохода
13 подкормочная площадка
13-18 набитые егерские буранки
14 буранка по ужд продолжается В, вероятно, можно пройти и по ней
15 двор егерей, не огорожен, без собак
16 буранка В
17 буранка З
19 оборудованный источник, мостик, недалеко- ёлки
20 Шмидта, загадочное место. Старое название- Гора Васильевское или Горьево. Бывшая усадьба, позже поселок или пионерлагерь. Остались только вётлы и фундаменты... Слово "Калинино" к нему не относится, это была деревня западнее.
21-22 буранка, 22-23 тракторная колея- полезный лесной "прямичок"

дальше- общее направление по насту
24 возможно, автобус здесь останавливается, хотя остановки не видно, городской пазик №7 проходит куда-то дальше, вероятно, до поворота на Светлый, имеет смысл выходить туда
25 авт. ост.

Фоторепортаж.

1 марта 2014 (суббота).

Ярославский 7:25 на Александров

Александров - Мал. Киржач* - Бельково = 60

С.В.: Из наработок Сергея Малиновского.

Предлагаю: трек Александров - оз.Дичково - р.Нюньга - ур.Зубцово - Калинино - р.Серая - Сивково - Степаниха - Горки - Новинки - р.Мал.Киржач* - ур.Хрушево - Ирково - ур.Алешкино - Ресницыно - Петраково - Романовское - р.Мал.Киржач - Старово - Бельково =56.

Предлагаю: точки.

Хитрые места.

[NUN-PL] плотина через р.Нюньга, проходима ли.
[NUN-BR] шоссейный мост через р.Нюньга.
[SER-BR] мост через р.Серая.
[KIR-MAL] обед в сосняке на берегу р.Мал.Киржач, в овраге должен быть ручей, или вода из реки.
[KIR-M-BR] пешеходный мост через р.Мал.Киржач, может быть затоплен.
[KIR-M-BR2] шоссейный мост через р.Мал.Киржач.
[SER-1] пешеходный мостик через р.Серая, может быть затоплен.
[SER-2] переправа через р.Серая.
[SER-3] мост через р.Серая.

А. Бахвалов: Снятый на местности трек Александров - Новоселка - Калинино - Сивково - Горки - Ирково -* - Ресницыно - Старово - Бельково - платф. 126 км Окружной = 65. Нарисованные точки.

Почти весь маршрут пройден коньком. Хотя на карте изображены сплошные поля, но некоторые из них поросли кустами, а на большинстве из оставшихся из снега торчит трава, поэту при движении вдоль буранных и машинных следов скорость в среднем всё же была выше, чем при чистом азимуте.

Замечания по точкам:

[SIV-DACHI] - дачи у Сивково. Улицы не чистятся, внешнего забора нет.
[DINNER] - обед в 1.5 км южнее Ирково. Живописная солнечная опушка, но дров мало и вода из снега. Возможно, стоит искать место для обеда в 3 км западнее на ручье ниже Федяево.
[BELK-MAG] - магазин в Бельково, работает, кажется, до 18:30. Если бы заранее знали его расположение (= кто-нибудь догадался бы найти его с вечера в викимапии), можно было бы подрезать в обход станции.
[BELK-BR] - руины автомобильного моста через Шерну. На них уложен настил для желающих проверять свой вестибулярный аппарат "по бразильской системе". Самый узкий пролет - шириной в две доски. Поскольку не все участники были готовы к такой проверке, то вместо запланированного прохода через Махру прошли живописной долиной Шерны и низовьев Серой до ж.д. моста и оттуда вдоль путей (есть чистая от кустов полоса снега под конек) до платф. 126 км, где и финишировали за 3-4 минуты до электрички 18:25.

Если всё же идти на Махру, то, наверно, нужно ориентироваться на мост [SEM-BR] в Семеновском, но нужно придумать подход к нему в обход населенки.

Большое спасибо Сергею Малиновскому и В.Р. за разработку маршрута, Нине Банниковой и Лёне Фишкису за контроль направления движения (когда три участника по очереди смотрят в навигатор, то каждый смотрит в два-три раза реже, чем если бы он шел один) и всем участникам за компанию и терпение.

С учетом большого времени заброски и выброски, маршрут вряд ли стоит заранее включать в план, но как запасной настовый вариант на случай недостатка снега в традиционных местах вполне стоит иметь в виду. Только непонятно, что можно сделать вместо первых 1.5 км пешком по Александрову до пруда.

Г.Т.: Трек и фотки отличного лыжного похода по Владимирской области с общим результатом 60 км. Спасибо разработчикам и разведчикам за предложения и старания, маршрут войдет в копилку-архив походов ГД, на котором можно реализовать отсутствие снега в Подмосковье, увеличивать или уменьшать маршрут, эвакуироваться при пересечении ж/дорог и шоссейных трасс, познакомиться с жизнью соседнего региона.

С.В.: Снято на местности: трек Александров - р.Мал.Киржач* - Бельково = 58. Снято на местности: точки. Положение пройденных точек (из цитированных выше) уточнено.

Получился один из лучших маршрутов ГД за всю известную мне историю. Может быть, самый лучший. Причём в превосходном состоянии. Рафинированный стиль В.Н.Дмитриева -- дальнее Подмосковье без следов новейшей цивилизации, нагрузку можно получить любую, фантастические виды сменяют друг друга мягко, с множеством тонких оттенков. А какова архитектура культовых и жилых сооружений! А каков двойной мост через Малый Киржач в Новинках -- автомобильный и пешеходный, и оба из жёрдочек с просветами между ними!

Весь день меня сопровождало ощущение неловкости. Причин было две. Во-первых, как это я так жил, что впервые попал в эти места? Во-вторых, как это я так плохо сумел объяснить про этот маршрут моим братьям из ГД, что многие из них всё же пошли на затёрный до дыр расслабон на Веле?

С точкой обеда промахнулся. Надо бы её сместить чуть к С, на С берег оврага, нарисованного на карте. А то костёр получился уже за пределами соснового бора -- в диковинном лесу из крупной древовидной ольхи. Но вид с крутого берега Малого Киржача всё равно был хорош.

Впервые за последние 5 лет отважился попробовать коньковый ход. Сначала было очень больно падать. Потом привык и пошло легче. В общей сложности около 10 км коньком проехал. Заново разучил это каноническое движение -- опорная нога прогнута в колене назад, и отдыхает при скольжении на наружном канте. А толкание от прямой ноги (перекантованной уже на внутренний кант) -- фактически падение вперёд на другую чуть согнутую в колене ногу. Всё хорошо, только скорость (зараза) сразу же возрастает далеко за пределы контролируемой. И падать становится больно. Но ощущение полёта всё извиняет. На другой день, в воскресенье, продолжил полёты на горках в Степаново, что на Волгуше. Там в горнолыжном центре для меня приготовили полтора метра искусственного фирна на всех трассах. Его хватит до апреля включительно. Так что закрытие лыжного сезона в ГД мне уже не страшно.

Неожиданно выяснилось удивительное обстоятельство. Оказывается, подавляющее большинство обладателей навигаторов (из числа участников ГД) не умеет и не пытается решить следующую базовую навигационную задачу. Найти на местности точку обеда, опубликованную на сайте ГД. Эта возможность была уже у самых первых gps-навигаторов, тех, которые были с текстовыми четырехстрочными дисплеями, и в которые треки нельзя было загружать. Эта возможность -- главное, что отличает навигатор от компаса. При опросе, причины мне назывались самые для меня неожиданные и совершенно дурацкие. Я сначала очень расстроился. Для кого же мы публикуем точки обеда и точки всяких неожиданностей на маршруте? Но потом как-то успокоился. Вспомнил, как видел накануне прибытия электрички к старту процедуру упаковки включённого навигатора на дно рюкзака. Решил, что таких людей мне не жалко.

Это я к тому, что очень многие отстающие не смогли найти точку обеда. А те, что нашли, искали её долго. Хотя костёр горел ровно в той точке, которая была опубликована. И это позор для ГД.

И я не знаю, что с этим делать. Когда группа идёт шеренгой по насту, стрелочки ставить невозможно, да и не видно их на насте. Чем и кому здесь можно помочь?

Техническое пояснение. Трек зачастую нетехнологично рисовать так, чтобы чтобы он подходил точно к месту костра. Точка обеда может отстоять от трека на несколько сотен метров, если подход к костру очевиден. Дело тут в том, что выбор места обеда и выбор трека (пути) -- это две разные задачи. Зачастую они решаются в разное время и разными людьми.

А. Леонов: Фоторепортаж

А. Будников: Феерическое катание первого дня весны! Стартовое шествие колонны лыжников по ж/д путям в Александрове - интересно на это посмотреть со стороны.:-) Отличный наст целый день, весеннее солнце и довольные лица счастливых лыжников. Плановое место обеда просвистели, устроились обедать на солнечной лесной опушке южнее д. Ирково. До Бельково головной группе показалось маловато, захотелось удлинить до Карабаново. Прокатились долиной Шерны и её притока и далее вдоль путей окружной ж/д докатили до пл. 126 км аккурат к электричке до Александрова. Снимать на таких скоростях затруднительно, но несколько телефонных фоток сделал.

23 февраля 2014 (воскресенье).

Ереминская просека

А. Бахвалов: Покатался к востоку от пл. Радонеж, провел контрольный осмотр Ереминской просеки. Общее состояние снежного покрова на 15:00 воскресенья нормальное. Проталин под хвойными деревьями меньше, чем на сотне за неделю до того. Непаханые поля полностью закрыты.

Снято на местности: точки

Состояние просеки гораздо лучше, чем я ожидал после всего встретившегося при расчистке "Большой петли". На большинстве участков - следы отдельных местных лыжников.

По участкам:
[1:2] - эти полтора километра подчищены мной от кустов за 1 час. Осталось одно бревно среднего калибра ("под двуручку"), которое неудобно обходится и медленно перелезается, и одно бревно очень крупного калибра, которое легко обходится. Оба - в самом начале со стороны [1].
[3:4A:4] - этот километр с небольшим я не чистил. Желательна чистка в объеме 1-1.5 человекочаса и распилка двуручкой 5-7 некрупных бревен. Ручей в точке [4A] преодолевается либо "шпагатом", либо пешком по дереву.
[4:5] - эти 600 метров хорошо прочищены и промаркированы местыми лыжниками. От точки [4] маркировка уходит по просеке на юг.
[6:7] - чистый кусочек. Выводит к свежей вырубке. Прямой проход на дорогу [7:9] прегражден завалами по ее периметру, след местных лыжников чисто обходит их по точкам [7:8:9].

Вырубка простирается на север от точек [8:9:10:11] примерно на 500 м и на юг от точек [10:11:12] примерно на 300 м. Дальше точки [11] я не ходил, но след местных лыжников продолжается. Экстраполируя, можно предположить, что чистка оставшегося куска до Ереминского поля потребует около 2 человекочасов борьбы с кустами и распила 5-10 бревен.

А. Бахвалов: 9 марта почистил от кустов просеку от точки [3] и до начала серпантинного спуска к ручью [4A]. Заодно в порыве энтузиазма распилил ножовкой три бревнышка, которые в прошлый раз счел требующими двуручки. На этом участке осталось 1-2 бревна под двуручку. Плюс одно очень неудачно лежит в ложбинке "серпантина".

К сожалению, в этом сезоне вряд ли получится воспользоваться результатами моих трудов - поле у Городка и вокруг часовни практически растаяло, еле-еле просочился на лыжах по полутеневому склону.

22 февраля 2014 (суббота).

Ярославский 6:35 или 7:25 на Александров

Арсаки -р. Пичкура - Захарово = 80

С.В.: Предлагаю: трек Арсаки - Першино* - Захарово =80. Предлагаю: точки.

Обед у родникового ручья [PERS-SPR] южнее Першино. Многочисленные возможности для слива на окружную жд или на автобусе очевидны.

Г.Т.: Поход получился замечательным, благодаря удачно выбранному снежному району Подмосковья, хотя это уже Владимирская область, предложенному треку для скоростного преодоления 80 км маршрута, отличной погоде несмотря на встречный ветер, составу участников и их настрою на победу, возможность завершить путешествие когда захочется.

Трек и фоторепортаж отдельной группки по маршруту Арсаки-Ратьково с общим итогом 63 км.

Т.Воробьева: Впечатлений от похода масса! В Арсаках наст с тонким слоем свежака - то, что надо для полета коньком! Даже не ожидали такого подарка. И покатались, и по лесу побруляли, и спаслись удачно и вовремя :-)

Первые полтора часа вчетвером (с Димой, Антоном Леоновым и Шурой Погореловым) просто отлично катили коньком по следам (лыжне) Валеры и Сергея, которые выехали на предыдущей электричке. Через полтора часа мы их обогнали и еще с час катили так же отлично, но в сторону от планового трека. Потом еще час лезли по лесу, возвращаясь на трек, до которого было то 2, то 2,5 км, то опять 2 :-)

В общем, несмотря на хорошие условия, нам удалось прийти на обед относительно поздно - в 14-30. "Чтобы не было соблазна ехать в Захарово", как сказал Шура. С обеда выкатились в том же составе в 16-25.

Южнее Шерны (долину которой пересекли незадолго до обеда) снега стало заметно меньше и потом чем южнее, тем хуже. В принципе мы бы ничего не потеряли, уехав из Ратьково, но было не на чем.

Поле после Ратьково - самое гнусное место на маршруте, "для тех, кому не довелось помесить грязь на Сотне" (с) (правда, грязь чуть подмерзла и не прилипала). Кое-как преодолели это поле, обойдя по шоссе широкую и глубокую канаву с водой. Пару км проехали по льду Шерны, но южнее автомобильного моста в Заречье вылезли на берег, потому что там дальше был голый лед наплывами, по виду - мокрый. Снега было сильно меньше, чем в Арсаках, по полям напрямик не пройти. До Следово ехали по не до конца растаявшим автомобильным следам вдоль реки (там меньше земли торчит). Ругаясь и периодически падая (Дима пару раз сильно приложился). Через Следово - пешком. Потом, уже в темноте, до Мамонтово коньком между рекой и шоссейкой - вот тут было вполне неплохо. К тому времени мысли про Захарово (до которого оставалось километров 13) были отвергнуты окончательно, и не только из-за нехватки времени до последней электрички - любому идиотизму все же должен быть предел.

В 19-50 вышли к автобусной остановке в Мамонтово (расписаний никаких не знали) и буквально через 3 минуты сели в автобус, в котором уже ехала "подгруппа Ратьково" (до автобуса они подкинулись на попутке). Из Захарово - эл-ка 20-38.

77 км. Но это мы сами дураки - лишнего накрутили и до обеда, и после. Трек Димы (.gpx) Сейчас задним числом мне кажется, что лучшим вариантом было бы сделать обед раньше (севернее Шерны) и потом вернуться в Арсаки полями. Но и так тоже получилось неплохо.

Через неделю вряд ли в Арсаках все растает, так что можно было бы еще покататься в окрестностях Александрова. Например, по мотивам вылазок Сергея Малиновского в январе-феврале.

С.В.: Снято на местности: трек Арсаки - р.Пичкура - Махра - Дубровка - Першино* - Ратьково - Боровково =67. Снято на местности: точки.

До костра шли вдвоём с Валерой. Почти везде первыми. Временами мимо нас пролетали дикие толпы, которые позже куда-то исчезали, и мы снова часами шли первыми по целине. Было очень комфортно, мы с Валерой именно так ходили по этому маршруту почти 30 лет назад.

[X-LEP] Т-образный перекрёсток ЛЭПок. На Ю отходит ЛЭП такой же мощности, что и ЛЭП Арсаки - Шаблыкино. Ширина просеки около 50 м. Нет ни на одной карте и снимке.

При выходе на Шаблыкинское поле стоят столбики под будущий забор. Обойти их можно только по замусоренному лесу. На поле строительные работы. Пока пройти можно.

Пичкура вскрыта. Старая переправа по бревну совсем плохая. Переправлялись по заледенелым кустам. Ещё тепла, и этой переправы не будет. Нужно искать новые переправы восточнее, куда удодит снегоходная дорога.

Очень приятный обход Махры с В по берегу реки.

[015] перекрёсток чистых езженых дорог.

[743] выход дороги от ур.Полосино на Данилково закрыт шлакбаумом.

р.Галяковка и родник рядом подо льдом с натёками.

[742] лесная дорога с С до этой точки ещё проходима, а дальше на Ю -- на 2 балла.

[739 : 741] чистая дорога, обходящая бывшие торфоразработки с В, накатанная снегоходами. Скорее всего она начитается где-то возле точки [740]. От точки [741] к мосту через Шерну идет чистая полевая дорога.

[PERS-SPR] родник к Ю от Першино совсем плохой и грязный. Лучше пройти ещё 300-400 м на ЮЮВ по просеке, к нескольким чистым ручейкам, рядом с которыми еловые посадки -- идеальное место для обеда.

После костра шёл по целине первым около 10 км. Сильно устал, стал пропускать повороты и даже выбирать неправильные проходы. Стрелок нигде не ставил, чтобы не сбивать остальных. От эл.подстанции до Ратьково ледяная дорога, только бесшажный ход на руках. На ЮЗ от Ратьково пашня уже почти без снега, слив в Боровково.

Если повторять в ближайшее время, можно финишировать так. От эл.подстанции сместиться чуть к ССЗ по дороге и далее через Буяни в Черново. Там автобусов много.

С.Николаев: Татьяна все подробно рассказала. Но мы (несколько участников) прошли своим путем. До обеда тоже увлеклись следом лидирующей группы и отклонились от маршрута. Но перед заходом в лес опомнились и вернулись на маршрут. В результате на этом участке опередили лидеров. Забавно, что до обеда расстояние получилось одинаковое, вот что значит лазить по лесу.

После обеда добрались до Мамонтово, ловя остатки ледка на берегу Шерны. Становилось темно, поэтому на лед спуститься не решились. Попытка обойти участок дороги получилась не очень удачной. Болото замерзло, а речка текла. В результате в поисках переправы пришлось вернуться почти полностью в исходную точку.

Пройденный трек.

Е.Шубная: Мы с Машей шли до обеда вдвоем, ориентируясь в основном на следы, стараясь внимательно отслеживать коньковую и классическую лыжню и при необходимости сверяясь с картой и компасом. В те моменты, когда мы были близки к заблуждению видимо кто-то свыше посылал нам помощь - Сергея Марцевича, который провел нас через Махру, Сергея Авдотьина, сбившегося с трека и идущего нам навстречу (иначе уехали бы туда же) и наконец перед выходом на поле в Першино - Жору, с которым и вышли на костер, кстати не после 17 часов, а в 16. До костра получилось 42 км. Видимо нам в этот раз просто повезло, тем не менее следы были в основном очевидны, а в некоторых местах и стояли стрелки.

1 февраля 2014 (суббота).

Белорусский 7:03 на Можайск

109й км Белорусской - р. Исьма* - Шемякино (Боровск) = 70 (55)

С.В.: Предлагаю: трек пл.109-й км - р.Исьма* - Шемякино = 70.

Предлагаю: трек пл.109-й км - р.Исьма* - Боровск = 53.

При необходимости, можно слить из Бутовки -- на автобусе или пешком в Боровск по шоссе. Ещё один вариант слива в Боровск -- от Дедюевки по льду Протвы, почти до автостанции в Боровске, с длиной трека около 54.

Предлагаю: точки. Обед на р.Исьма [ISMA], 37-й км от старта.

Не удержался, и включил несколько лесных участков. Почти все они, при необходимости, легко обходятся полями, газопроводами, ЛЭПками.

С.В.: Снято на местности: трек пл.109-й км - Рыльково - Михайловское - ур.Грачёво - Митинка - Богородское - Годуново - Купелицы - Самород - Глинки - Татищево - р.Исьма* - Малахово-Агафенино - Рыжково - Дедюевка - Сатино - Митинка-Дедюево - Красное - р.Протва - Боровск = 57.

Более 90% пути прокатано снегоходчиками.

ЛЭПка Борородское - Годуново. Её первая треть была непрокатана и заросла орешником, подвернулся красивый чистый прокатанный лесной обход через Таганово. Вторая треть - полёгший орешник, проходимость 4 - 4-. Последняя треть идёт по краю обширной вырубки в квартале 35, разбитая дорога обходится по целине правее.

Проход по газопроводу Годуново - Глинки. Более 13 км безпроблемный чистый и очень скучный проход. Его можно разнообразить полукруглыми отклонениями: (1) пройти через Купелицы, (2) пройти по любопытной кривой просеке С-Ю Купелицы - Волчёнки. Однообразие хода по газопроводу привело к тому, что промахнулись мимо выхода с газопровода по дороге на Коровино. Проход через Глинки - Татищево неудачен: поле и сама деревня овражистые. Неожидано был разведан гораздо лучший вариант -- прямо по газопроводу пройти дальше на поле к СВ от Глинок, далее по газопроводу на поле к В от Татищево. Поле к ЮЗЮ от Татищево до р.Исьмы вспахано (мы с Жорой смогли найти очередную пашню), но не слишком глубоко и обходится по опушкам. На поле Глинки - Татищево потеряли много времени.

Исьма под чистым льдом и снегом. Очень красивые и чистые дорожки в долине Исьмы. Замечательные виды Спас-Косиц. На костре большая часть команды решила слить в Боровск по льду Протвы. Возле Дедюевки было видно, что после замерзания реки, её уровень упал на 1,5 м, толстый (20 см) лёд обрушился. Местами образовались торосы. Многочисленные промоины и бурные стремнины. Когда прямо под командой лёд рухнул ещё на 10 см со страшным грохотом, все дружно взлетели с реки на пропесоченную дорогу, по которой шли 2 км пешком до того самого газопровода.

Ледяная дорога на Красное не слишком хороша для лыж. Но церковь в Красном очень красиво подсвечена и хороша. Отсюда по льду Протвы. На льду снегоходные дороги, местами торосы и мелкие промоины.

Боровск удивительно опрятен, искусно подсвечен. Интересны не только многочисленные памятники архитектуры, но и каждый домишко, всё любовно и нестандартно украшено деревянной резьбой. Это редкое место, в котором меня посещает мысль о том, как хорошо быть русским.

А трое лидеров, включая Татьяну В., почти добежали до Шемякино, но выбросились в Малоярославец по автодороге.

Стартовали 8 человек. Как в юные годы ГД. Удивительно, как малое число участников меняет атмосферу на маршруте. Как возникает индивидуальный подход и забота о каждом. Новичок припозднялся к обеду. Ему несколько раз звонили и направляли, обустроили костёр так, чтобы не затух к его приходу, оставили горячего чаю в металлизированном пакете. Он оказался непрост, не только нашёл костёр, но и грамотно выехал на автобусе и встретил нас в Боровске.

Т.Воробьева: Ну что, эта война проиграна :-) До Шемякино мы с Димой и Андреем не дошли 5,5 км по прямой. С учетом неясных перспектив предстоящего лесного участка и 1 ч 20 мин. до последней электрички решили сливаться. Уехали на такси из Городни в Малоярославец.

Самое трудное в этот момент было убедить Диму, который рвался в бой (в Шемякино), смириться и снять лыжи. А на обеде - уломать его же не сливаться в Боровск и пойти в Шемякино :-)

Димин трек: Пл.109 км - Городня, 70 км

А вообще, на будущее, не надо после обеда пытаться проверять новые варианты проходов, особенно лесных. Пытаясь придерживаться планового трека и сбиваясь с него, поковырялись мы знатно. "Ну вот мы снова на треке, что, легче стало?" (с) Казалось бы большой запас времени быстро улетучился. Потом забили и свалились к дороге Боровск - Малоярославец, катились то по обочине, то по буранкам рядом, то тропили параллельно.

Очень понравился проход напротив Маламахово-Агафенино - с подъема открывается панорама долины Исьмы. Раньше мы так не ходили. Чуть дальше заценили лесной подъем по полукругу (если там ехать вниз, то весь спуск будет - сплошной закрытый поворот). Его продолжение - буранная прочищенная дорожка вдоль обрыва над Исьмой - изюминка маршрута, просто класс. А еще мы видели лису!

Самое позднее возвращение в этом сезоне. Даже позже "Большой петли".

Несколько фоток с телефона (через забор и потом обратно под забором можно было не лезть, это мы по дурости)

Г.Т.: Фоторепортаж похода по маршруту "Пл. 109 км - река Исьма - Боровск" с общим итогом 57 км.

28 января 2014 (вторник).

Некрасовская - А107 (разведка)

С.Б.: Предлагаю новый вариант выхода от пл. Некрасовская к А 107.

Самый главный плюс - присутствуют две лесные красивые дорожки. Минус только один - два небольших завала на лесной дорожке к А 107. Завалы прочищаются даже двуручкой и топором.

Эталон (рекомендуется на будущее): трек.

Фоторепортаж.

25 января 2014 (суббота).

Ярославский 7:25 на Александров

Большая Петля: Семхоз - Еремино - Чижево - Бешенково - Озерецкое - Радонеж = 100

А. Скрипко: Предлагаю тем, кто не хочет выбирать между "старой" и "новой" сотнями, 25-го января пройти полностью трассу Большой петли по маршруту Семхоз-Сабурово-Кирдовский лес-Еремино-Лихенино-Юдино-Селиваново-Шабаново-Бешенково-Святогорово-Озерецкое-Кузьминки-Устинки-Радонеж.

Старт с александровской электрички (отправление из Москвы в 07:25). Два костра по ходу маршрута плюс, возможно, финишный костер в районе Абрамцевской лыжни. Все своими силами. Штатный финиш в Радонеже на первую электричку 05.15 утром 26-го января.

Частично маршрут совпадет с плановым маршрутом группы 25.01.

Проектный трек.

Костры намечаются: первый - ур. Лихенино. Мы там вчера все подготовили. Второй - в верховьях Вори, сразу после первой ЛЭП-ки. Там должно быть кострище и остатки дров С. Вышенского. По времени - как пойдет.

А. Скрипко: Ну что, прохождение Большой петли состоялось! В Семхозе стартовало 9 лыжников. На первом костре нас уже было семеро. Саша Тонис сломал лыжу в Кирдовском лесу и был вынужден эвакуироваться. Еще один участник, видимо, пошел своим путем, и на первом костре в ур. Лихенино мы его не видели. На костре посидели от души, с часу до трех: уж больно хорошо было на солнышке.

Дальше все по плану – скоростные участки, прыганье по веткам, спуски-подъемы, дороги, собаки, и, наконец, сваливаемся к Воре и уже почти в темноте выходим на ЛЭП. И тут происходит чудо. Олег Скорлупкин, конечно, предупредил, что сделает нам костер, но такого никто не ожидал – жаркий очаг, комфортный диван, чай с брусникой, всякие ништяки... Олег, твой костер самое яркое воспоминание этого маршрута!

На втором костре были примерно в 19.00. Спустя полчаса-час подошли Саша Паршин и еще один участник (пардон, не знаю, как зовут). Витя Осетров ушел в Орудьево, и нас осталось шестеро.

Я, Леша Бобков, Дина и Ваня Артемов выходим с костра в 21.00. Ребята остаются ночевать, чтобы идти в Радонеж к первой электричке. Прохождение вдоль Вори дается не без труда. То, что в светлое время выглядит вполне очевидным, ночью читается плохо. Пару раз слегка брулим. На Озерецком поле пытаемся проехать по тропе/буранке. Это ошибка. След идет на озеро и там заканчивается. Вылезаем через кусты. Как раз к первому светоотражающему маркеру захода на переправу.

Проход между Кузьминками и Устинками оказывается хорошо накатан. То же и на устинкинской просеке. Ощущение, что прошло человек 15-20. Летим. Раскатанный буранами абрамцевкий лес не порадовал. Радонежская просека тоже так себе. Ну и скоростной финиш в Радонеже, где в 01.20 нас встретил, приютил, обогрел и накормил добрый гений тамошних мест дядя Миша. Финишный костер был, таким образом, заменен на роскошное застолье в теплой избе

Спасибо всем разработчикам и идеологам этого маршрута. Это было классно!

Общий итог 101 км. Снято на местности: трек

Т. Воробьева: По семейным обстоятельствам мы с Димой не сможем пойти в субботу. Если не случится ничего непредвиденного, собираемся 26 января, в воскресенье, прокатиться по "Большой петле". Будем рады автономным попутчикам (вдруг еще кто не может в субботу). Электричка 6-50 с Яросл.вкз., 3-й вагон, мы садимся в Лосинке. Старт из Семхоза, финиш в Радонеже (мне выход в Радонеж нравится больше, чем в Абрамцево).

Планируем 1 костер километров через 50-60 без привязки к воде (чай из снега) + перекусы с термосом по потребности. Возможно, костров будет больше - как пойдет. Если не успеем на последнюю электричку (22-24 из Радонежа), эвакуация в Москву на такси.

Т. Воробьева: "Большая петля" пройдена. Прокатились в воскресенье вдвоем с Димой. Старт в 7-55 в Семхозе, финиш в 21-15 на пл. Радонеж.

Димин трек (100 км) (GPS 2 раза вырубался, и в этих местах - между пересечением А108 и Еремино и под ЛЭПкой и перед выходом на нее в районе Семхоза - дорисованы виртуальные "треки", примерно 4,5 км).

Забор в Шабаново мы обошли по пути, разведанному накануне отдельными участниками группы. Отдельная благодарность В.Р. за описание, оперативно выложенное ночью после субботнего похода - мы почитали утром и прошли так же.

Костер делали один, в долине Вори, через 70 км. До этого места хватило чая из термосов. Перекусывали даже не знаю сколько раз, много.

Спасибо Шурику Бахвалову и Леше Скрипко за советы насчет мест, где можно заблудиться. Не то чтобы нам это сильно помогло, но все равно приятно :-) Именно там мы и полазили от души :-)

Вчерашняя лыжня группы предшественников была присыпана тонким слоем свежего снега (который сыпал до 10 утра), лыжи чуть "тупили". По свежим буранным следам, закатавшим местами лыжню, катило явно лучше (в кои-то веки мы им радовались!). По-настоящему лыжи "полетели" только на Абрамцевской просеке. Но все равно нам грех жаловаться, с тропежкой не сравнить, условия близки к идеальным. Спасибо всем причастным за прекрасный маршрут и работы по расчистке, а погоде - за очередной шикарный зимний день. Покатались просто волшебно!

Фоторепортаж

18 января 2014 (суббота).

Савеловский 7:17 на Савелово

Орудьево - Чижево - Реммаш = 55

А. Бахвалов: Предлагается маршрут для тех, кто не может/не хочет идти из Орудьево 25.01 по плану, а также для тех, кто хочет перед плановым 80-км маршрутом подготовиться.

Предлагаю: трек Орудьево - Бешенково - Чижево - р. Перемойка* - Хомяково - Загорские Дали.
Предлагаю: трек Орудьево - Бешенково - Чижево - р. Перемойка* - Иудино/Реммаш.
Предлагаю: точки. Длина 53-55 км.

При наличии в некоторых ключевых точках подходящих буранок возможны вариации. Основное место обеда [PERE-L]. Запасное место обеда [PERE-N2]. На втором треке есть лесной участок длиной 3,7 км с расчетным временем прохождения (по опыту 30.11.2013) один час. Поэтому второй трек - для тех, кто никуда не торопится. Но, возможно, местные жители успели пропилить, тогда рекомендуется идти по этому треку и далее от точки [T270] на восток по дорожке на Реммаш.

А. Чупикин: Вообще то обед как то уж очень далеко. Там же есть две более подходящие точки.
1. Истоки ручья в пачале ЛЭПки В Тимоново (56гр 27.0429N, 73гр 43.1394E). Там были вполне дровяные посадки.
2. Истоки Лесминки СВ Бешенково (56гр 26.8751N, 37гр 47.2289E). Тут сложнее. Был какой то бобровый пруд, но сушины с З вроде были.

А. Бахвалов: 22 км до обеда из 53, наоборот, рановато. К тому же я хотел бы подготовить если не дрова, то хотя бы место на 25е для группы.

А. Бахвалов: Снято на местности: трек Орудьево - р. Перемойка*- Реммаш=55.

Всего около 5 км медленных участков: 2 км кустов после пересечения А104 (где в ноябре была прекрасная дорожка), кусок лесной дороги с накиданными ветками на северном участке Большой Петли и 2 км от поворота на Реммаш до перекрестка у отм.выс. 270. На этом перекрестке, после 40 минут ломежки вдоль просеки, нас ждал приятнейший сюрприз: встреча с местными жителями, которые прокатали буранную трассу до Реммаша (дальнейший трек - по ней), на Меховское поле и насколько-то в сторону ур. Новое (насколько - неясно, полутора часами ранее в Новом их следов мы не видели).

Обед на Перемойке севернее ур. Новое. Легко пробилась прорубь, из которой можно было черпать даже большими канами, а вот дров мы нашли мало (особенно для такого холода).

Солнечная погода позволила вдоволь насладиться пейзажами в долине Вели.

А. Скрипко: Вариант финиша в Васильевском (от костра 34 км). Снято на местности: трек В целом, такая малая петля (старт там же, с выходом на трассу БП через Тарбеевское поле и т.д.) получается 68 км.

Мы, строго говоря, финишировали не Васильевском, а в Тарбееве, но это не важно. Попытка пройти в Тарбеево напрямую на огни оказалась ошибкой. Надо не умничать, а ехать по буранке: она точно знает, где переходы через овраги, брули и канавы с водой.

Еще запомнился проход через Сабурово какой-то феерической новогодней гирляндой на елке возле храма и квадрособакоэффектом (это когда ты останавливаешься, а на тебя с разных сторон смотрят четыре пары светящихся глаз и обладатели этих глаз истерично лают на четыре голоса).

Буран в Кирдовском лесу трассу нельзя сказать, что улучшил. Подпортил. Все, вроде, ровненько, но лыжи почему-то прямо ехать упорно не хотят, все больше вбок куда-то.

Однозначно не красит Большую петлю проход вдоль А108 в районе Каменки. И пока мы "свистели" по Ереминской дороге я все думал, что это она сейчас, после снегопада такая волшебная, а что будет, если неделю, скажем, свежего снега не будет? А если две? Только лыжи в руки, и бегом. Резервных вариантов, насколько я понимаю, там никаких нет.

Спасибо Тане, Диме и Дине за компанию. Это был фан. Особенно красиво вы смотрелись в момент штурма платформы в Хотькове. :)

А. Бахвалов: Проектный трек Большой Петли не предусматривает хождения по А108. Хотя еще на прочистке 7 января всем было очевидно, что лыжник, который "свистит" по Ереминской дороге под горку, только под дулом автомата может остановиться за 200 метров до А108 и повернуть на нужную просеку :(

Т. Воробьева: В Сабурово, помимо елки, было еще что-то типа иглу, тоже разукрашенное гирляндой, мне даже больше елки понравилось :-)

Леше спасибо за идею, компанию, ориентирование и подброску на машине в Хотьково! Мы еле-еле успели на предпоследнюю электричку :-)

Хотя я и не любитель подолгу шариться по ночному лесу с фонариком, но вчера было здорово! Темные часы пролетели незаметно. Все-таки что-то есть в этой вашей ночной гарщине :-)

По Диминому GPS получилось 76 км (Орудьево - р.Перемойка - Тарбеево). В Тарбеево прикатили в 21-42.

С.В.: Многие участники Орудьевской команда жаловались мне и пугали меня водой на льду запруженной Вели. Мол, образуется сильнейший подлип, который никак не счистить.

К сожалению, г-блог побуждает людей быть писателями, а не читателями. Точно следуя технике, обсужденной в статье Боремся с подлипом, мне удалось проехать по воде и не получить никакого подлипа.

Вот и Алексей Скрипко превратился в писателя, не посмотрел на предложенный трек, на рабочий трек Большой петли, но подверг их всех критике за то, что идут по шоссе А108. А ещё, здесь несколько раз обсуждалось удивительное свойство "Ерёминского грейдера" (который на самом деле покрыт асфальтом). Даже после месячного бесснежья он был покрыт твёрдым и чистейшим фирном. Асфальт я на нём с изумлением увидел только летом.

Е. Батуев: Фоторепортаж

А. Бахвалов: Замечания к следующей субботе. Нарисовано: точки

1. Участок [NEP1 :NEP2] по дороге через Непеино грязен. Если тропежка на полях за неделю не усложниться, хорошо бы обойти.

2. Участок [TIM2: TIM-LEP : TIM1] - закольцованный орешник и отдельные бревна. Возможно, лучше всё-таки от [TIM-LEP] повернуть на В по ЛЭП. На вид она чистая, но не везде с ровной поверхностью.

9 января 2013 (четверг).

Ярославский 7:25 на Александров

Бужаниново - река Дубна - пл. 90 км = 45

С. Малиновский: Вариант обхода отстойника в Бужаниново- ж/д подъездной путь. На Пересвет он чистится снегоочистителем, на Краснозаводск завален снегом. Зеленый Поселок обходится по опушкам. Вернуться на нефтепровод можно углом по лэпке или с полян напротив поселка. Эталон (рекомендуется на будущее): трек нарисован по непроверенной тропе, входящей из поселка в лес. Из окна электрички можно оценить состояние начала пути.

Г.Т.: Спасибо Сергей за предложение, спасибо за выполненную разведку и пояснения по прохождению отдельных участков на маршруте, которыми мы полностью воспользовались, трасса оказалась великолепной на всем протяжении по снятому на местности: треку с общим итогом 53 км (с учетом ЖСП).

Из отдельных особенностей необходимо отметить: использование буранных следов, ледяных дорожек и полевых дорог, что позволило держать высокую скорость передвижения. Недостатки: участок лесной дороги выхода на Геронтьевское поле от высоты 227 оказался испорченным большегрузной техникой, на поле севернее Титовского мало снега, но проехать можно по краям, под ЛЭПками после Лобково никаких буранных следов не было, приходилось тропить.

В конце маршрута (в связи с сильным магнитным возмущением), был выполнен маленький отворот на восток от ЛЭПки: после тропежки по полям очень хотелось "просвистеть" по ледяной дорожке смазанной подтаявшей водой, но получилось как всегда - дорога вела на карьер, была полностью разбита тяжелыми грузовиками, по ней было противно даже идти пешком (просьба не повторять!). На этом отвороте было потеряно много времени, что позволило финишировать только на последней электричке в 22.16, в связи с чем недалеко от платформы разводить костер и заваривать чай.

В целом, все четыре участника экспедиции, не считая собаки, были в хорошем расположении духа и готовыми к новым свершениям и подвигам!

Фоторепортаж

7 января 2014 (вторник)

Ленинградский 7:20 на Клин,
автобус до Тимоново

Прочистка сотенной трассы: Рыгино.

А.Сорокин: Шеф, мне сложно оценить зачем идти от Поварово и смотреть участок, который уже посмотрели 28/12. Там более-менее нормально или поддается распиловке ручными пилами. А вот то, что творится в Булково и на петле, можно оценить по состоянию Охотничей просеки, которую мы вчетвером сегодня пропиливали весь день:

Фоторепортаж

Похоже, так на всей "сотенной трассе" в Булково и на Петле. Надо целенаправленно ехать туда с бензопилами, пока нет морозов и неглубокий снег. Подробнее - у Валеры Данилова.

Мы сегодня (4 января) прошлись от Толстяково через перелески и прочистили на скорую руку всю Охотничью просеку. Валера попросил донести тут до всех важность и срочность мероприятий по чистке сотенной трассы. Закольцованные деревья мы не убирали, а только делали арки и туннели - не было времени. От развилки петли до Елизаровского поля 500 метров сплошного завала из елей и других деревьев вывернутых с корнем. Кошмар, что там творится. Такого на моей памяти не было никогда.

И, скорее всего, состояние Булково и Петли аналогичное. Ручным инструментом там не справится. Тем более за неделю до сотни.

С.Б.: Просмотр и прочистку сотенной трассы начали с Рыгино. Поразило обилие снега - до 25-30 сантиметров на полянах. Снега гораздо больше чем я видел 2 января на сотенной петле. Может это из-за свежевыпавшего.

Прочистили до перехода через Афанасовку, это всего 5,3 км. Нужно строить мост через Афанасовку, и осталось прочистить всего два километра до западного истока Субыча.

Нас было всего шесть с бензопилой. Ещё двое, Данилов и Кузмишкин, с бензопилой прочистили выход на Елизаровское поле.

Фотоаппарата не было и сделал на телефон несколько фото. Фоторепортаж.

6 января 2014 (понедельник)

Ленинградский 7:50 на Подсолнечную,
автобус до Толстяково

Прочистка сотенной петли: р. Сестра у Воробьево.

А.Сорокин: Корнилов просит помочь с прочисткой от бетонного моста через Сестру до Желудовки. Корнилов группу встретит в Солнечногорске на автостанции. Я еду точно. Сяду в Ховрино. Традиционно 3й вагон. Лыжи брать.

План работ такой: cначала проходим спуск "сотни" к Толстяковскому ручью, затем через бетонный мост и памятник выходим в начало просеки, ведущей к Шахматовской дороге. Прочищаем просеку. А затем прочистка лесной дороги от Шахматовской дороги до Голенищевского поля. Финиш по обстоятельствам: либо на рейсовый автобус на шоссе, либо в Покровку.

А.Сорокин: Так уж вышло, что прогулялись вдвоем. Прочистили спуск к Толстяковскому ручью. Прочистили вчистую просеку от Шахматовской дороги к Желудовке. В начале тропы к Голенищевскому полу пила пилить устала.

Для будущей "сотни" важно: мост через Толстяковский ручей смыло почти полностью. Придется перед ним тормозить (площадка готова) и аккуратно переходить без лыж по двум бревнам. После моста подмыло берег на повороте реки, так что даже в случае ремонта моста плавного безопасного выката не осталось. Придется маневрировать.

2 января 2014 (четверг)

Ленинградский 7:20 на Клин

Прочистка сотенной петли: Покровка - Рыгино - Тимоново = 45

С.Б.: Застряв в лесу перед Шахматовым прошли и немного подчистили только два лесных участка на сотенной петле: Воробьёво-Яркино и Яркино-Федино. Финишировали в Толстяково.

Фоторепортаж.

28 декабря 2013 (суббота).

Ярославский 8:05 на Сергиев Посад

Семхоз - Ивнягово - Семхоз =55

С.Б.: На нашей сотенной трассе много лесных спусков. При жёстком насте придётся кое где и лыжи снимать. Предлагаю покататься от Семхоза на Велю. Вариантов много и можно корректировать по обстановке. Мне очень хочется прокатить севернее Соснино. При длинных маршрутах за Соснино ни разу на лыжах не заглядывал. Для костра есть несколько надёжных мест, но можно и новые посмотреть.

На сотенную трассы предлагаю выйти 2 января с Покровки.

А.Бахвалов: Снято на местности: трек Семхоз -Ивнягово - Семхоз = 56.

С.Б.: Хорошо покатались по Велевским горкам! 13 апреля до костра было получше, но это весна.

К сожалению, езда на лыжах по лесу превратилась в продирание сквозь кусты. Поэтому проход через лес в урочище Шарапово пришлось отменить. Зато добавили к нашим Велевским полям Ивняговский спуск к Веле. Хотелось бы получить трек от Алексея Скрипко. Он прошёл старинной лесной дорогой от урочища Сколепово на Ивняговское поле. Эта дорожка добавила разнообразие в маршруты по горкам Вели.

Не хотелось уезжать в Хотьково из Васильевского, а до Семхоза через Васильевское насчитали более 30 км. Поблагодарив Алексея за прочищенный проход от Святогорова на Васильевские поля и объехав Соснино с другой стороны, встали на свою лыжню на Натальинском поле. Несколько однообразно, но зато хорошо прокатились по своей лыжне.

Фоторепортаж.

А.Скрипко: Всегда пожалуйста. Снято на местности: трек

Зигзаги на спусках это не глюк прибора, это мой инстинкт самосохранения. Обратно специально прошел верхом, чтобы проверить переход через бревно. Ну что вам сказать, плохой переход. Примерно половина бревна под водой. Глубина сантиметров пять. Если удачно упереться палками в дно, быстро перейти и не поскользнуться, ноги останутся сухими. Но нужны ботинки с закрытой шнуровкой. У меня получилось. Но к повторению для группы категорически не рекомендуется, особенно в мороз. Вероятность купания (глубина там примерно 0,5 м) оцениваю как 50%.

Переход возле Святогорово чуть получше, но тоже не для планового маршрута, а для адвенчи.

По дорожке между ур. Сколепово и Велей нужно разок проехать с легкими пилками, и она засият как клятва пионера. Единственная проблема - не отрисованный на карте овраг с ручьем (но по рельефу он читается). Переход в стиле ГД (ищем место, где и разувшись стремно, после чего переходим в лыжах). Впрочем, наверху, между Ивнягово и Соснино, переход ничуть не лучше.

А.Нестеров: Бревно сейчас стрёмное, потому что вода аномально высокая. Как только припадёт, бревно сразу станет на 4 балла железно.

Удивительно, что при таком колоссальном стаже хождения вокруг Вели, группа открывает для себя ещё какие-то новые места. Я сам катался весной по Ивняговскому спуску и по тому урочищу (Сколепово), где чистое большое поле, до сих пор не застроенное ничем. Места великолепные.

Напротив Святогорова можно завалить большое дерево и сделать переправу, прямо на стрелке с оврагом, что на юге Сколеповского поля. Только на сколько её хватит неясно - вода в реке весной может подниматься на 1-1,5 м от текущих уровней.

И от этого урочища есть неплохой проход вдоль монастырской речки с выходом на дамбу нижнего пруда. Проход требует небольшой (около часа) пропилки.

Сам немного сожалею, что не смог сходить с группой - это мои любимые места.

17 ноября 2013 (суббота)

Сахарово - Мехово - Крапивино

С.Малиновский: Сахарово- Аким-Анна- р. Перемойка- ур. Новое- ур. Бородкино- Мехово- ур. Лискино- ур. Козлово- Крапивино (30 км). Снято на местности: трек. Снято на местности: точки.

Прогулялся от Сахарово по новым для себя дорожкам (а больше- по пашне и оврагам :) и попробовал выход лесом на остановку в Крапивино.

1 В берег- под лэпкой заросло, чуть севернее заросший пологий спуск, З берег- крутая тропа под ЛЭП, перелаз через речку по бревнам
2 дорога запахана
3-4 действительно изумительная дорожка, от 4- запахана, как и всё вокруг!
5 подкормочная площадка, тупик
6-7 дорога размешена тракторами, очень грязно
8 мост
9 тропа, бобровая плотина
10 подкормочная площадка, тупик
11-12-ЮЗ квадроколея, единственное чистое в этом лесу, остальное 10-14- плохо различимые заросшие просеки и бруль, не вариант
13-14 тропинка, край лэпки завален при её расширении

9 ноября 2013 (суббота)

Бешенково - Сырнево - Иудино

С.Малиновский: Закончили восточный обход Бешенково (задача 10).

От конца улицы [VH-BSH] в перелесок входит дачная тропа, от которой [TROPA] прочищено и промаркировано за угол дач на лесную дорогу [UGOL]. В месте правого обхода большого завала [OTVOROT] надо не возвращаться на дорогу, а идти прямо на спуск в долинку, за ней вдоль края посадок до чистой аллейки [ALLEYA], она выводит на шоссе у поворота к дачам (авт. ост. Сады) [VH-A108].

Обновленные Эталон (рекомендуется на будущее): трек, Эталон (рекомендуется на будущее): точки

С.Малиновский: Пользуясь случаем, прогулялся Бешенково- Никитино- Сырнево- Еремино- Мехово- Иудино. Отлично- холмы прекрасны, леса зарастают, квадроциклы не ездят. Карты наши адекватны, никаких принципиальных изменений не видел. Не понравился вход в Реммаш южнее полигона: подъездной путь отгорожен от леса забором, ворот нет, но внутри- действующая промзона и собаки. Обошел лесом без троп с болотцем посередине.

Снято на местности: трек Снято на местности: точки

Некоторые детали по точкам:
1-2 чистая тропа на поляну
3 заброшенный деревянный усадебный дом
4 начало дороги здесь
5-6 жилгородок, проход свободный
7 мост
8-9 торная тропа
10-11 вдоль забора- действующая промзона c собаками, лес без троп
12 авт. ост. по требованию

27 октября 2013 (воскресенье)

Разведка района Озерецкое

А.Скрипко: Прочищен проход от пл. 62 км. до озерецкого поля. Зимой сделаю дополнительную маркировку, чтобы можно было визуально определить точку входа в лес со стороны поля. В точке перехода через Ворю сейчас есть участок шириной 2-3 м, где можно пройти только в болотных сапогах. Но вода сейчас высокая. Будем надеяться, что и уровень упадет, и замерзнет все зимой, благо вода там стоячая практически.

Снято на местности: трек. Снято на местности: точки.

С.В.: Стоячая болотная гниль замерзает только при сильном морозе. Можно ли построить в этом месте мост через Ворю? Если нет, не хочется оставлять такую мину под маршрутом. Может, стоит заложиться на ж.д. мост восточнее? С тем, чтобы пройти от моста к станции по народной тропе с Ю стороны от путей?

А.Скрипко: Там не гниль, а чистая вода. Замерзнет 100%. Мост там построить нельзя - нет деревьев. И подвезти туда ничего нельзя, только если на вездеходе каком-нибудь. Ж/д мост восточнее не айс: там сейчас активное строительство - расширяют железную дорогу. Всю зиму будет грязь, песок, самосвалы. Наш проход однозначно будет самым эстетичным в том месте.

20 октября 2013 (воскресенье)

Разведка района Шабаново, Каменки

С.В.: Снято на местности: трек. Снято на местности: точки.

1. Шабаново - газопровод. К задаче 9-бис. Продолжение работ О.Скорлупкина и С.Малиновского.
Прочищена до состояния 5 баллов и промаркирована оранжевым флажком дорога [15 : 186 : 187 : 189]. На участке [186 : 187] дорога была на 3- балла и практически непроходима. Возможно местные когда-то ходили на С от точки [186].
К сожалению, по ошибке прочищена до 5 баллов ещё и дорога [187 : 188], включая разборку крупных завалов. Эта усложнит ориентирование не слишком внимательных лыжников. Хотя, эта дорога никак нами не маркирована.

2. Вокруг Каменок. К задаче 5-бис. Продолжение разведки от 28 сентября 2013.
Прочищены до состояния 5 баллов и промаркированы оранжевым флажком просека и дорога [163 : 185 : 025], срезающие угол между шоссе А-108 и Ереминским "грейдером". В точке [025] вход на дорогу расположен точно напротив выхода лыжни, приходящей к шоссе А-108 с Ю. В точке [163] прочищена и промаркирована тропа шириной 3 м через пологий кювет Ереминского "грейдера", обильно заросший прутком.

Эталон (рекомендуется на будущее): уточненный трек обхода Каменок в районе T-образного перекрестка шоссе А-108 с Ереминским "грейдером".

А.Бахвалов: Есть подозрение, что дорога [187:188] и есть основной проход местных через этот лес. В марте с обоих концов туда уходили заметенные буранки. И для маршрута на 25.01.2014 эта дорога подходит лучше, чем более восточная [15 : 186 : 187]. Потому что идя со стороны Орудьево, мы естественно попадаем на западный край Бешенковского поля (а не на юго-восточный, как в случае Большой петли), и логично пойти по газопроводу.

С.В.: Газопровод захламлен и чудовищен при движении на лыжах. Как я там не сломал лыжи -- до сих пор удивляюсь. Вместе с этим от З окраины Бешенково к точке [16] идет полевая дорога. На снимке эта дорога проходит по полю севернее, чем на карте. А от [16] на С уже идет чистейший лесной проспект.
Скажем так -- я совершенно точно пойду по В дороге [16 : 15 : 186].

13 октября 2013 (воскресенье)

Осмотр района Загорских Далей

А.Бахвалов: Пройденный трек. Снятые точки.

1) Осмотрена река Кислица к С от Хомяково. Ширина реки около 2 м, глубина на перекатах около 10 см. На перекатах весело журчит, в стоячих местах собирается немного пены. На карте источников загрязнения в верховьях не видно. Предлагаю как основное место обеда для маршрута 30.11. Дрова вдоль долины встречаются, но не обильно. К сожалению, большинство мелких и средних еловых сушин уже попадало.

Правые притоки: впадающий ручей у точки [KISL-QUAD] представляет собой сток рыболовного хозяйства, вряд ли перспективен как источник воды. Впадающий ручей у точки [KISL-PRIT] очень слабый.

Единственным хорошим подходом к реке на этом участке является квадроцикло-магистраль [RYB-QUAD : KISL-QUAD : 005 : LISK-QUAD], соединяющяя рыболовное хозяйство с полем ур. Лискино. Пересекает реку вброд в т. [KISL-QUAD]. Прочищена квадроциклистами на 5+ баллов, не считая большого бревна на вершине западного склона долины. Не проверено, позволит ли персонал базы зайти на эту магистраль с поля по основной дороге (в точке [RYB-GATES] открытые ворота, чуть севернее - шлагбаум). Накатанная колея по северному краю поля идет от Ереминского грейдера к стройке в точке [RYB-HOUSE], от которой доносился недовольный лай. Кажется, южнее этой стройки пока есть открытый проход с поля.

Пешком можно обойти базу с юга по треку: [RYB1 : RYB2] и [RYB3 : RYB4] - просеки на 3 балла. Проход к грейдеру через вырубку в квадрате 83 к повторению категорически не рекомендуется.

2) Довольно сильный родник [HOM-RODNIK] в овраге у З края Хомяковского поля представляет собой основной исток р. Селиванки. И в указанном овраге выше родника, и в реке, текущей по лесу южнее, количество воды минимально. К сожалению, дров вокруг родника практически нет.

3) Просека [GRIG3 : GRIG2] прочищена от кустов до 4+ баллов. Остались отдельные лежащие и пара низковисящих бревен. В точке [GRIG2] просека пересекает болото. По мягкому мху удается сухо перейти почти всё, но у южного края - широкая полоса воды. Думаю, что идущая с юга группа сможет накидать там бревнышек. В одиночку таскать их с севера через всё болото не стал. Участок [GRIG1 : GRIG2], соответственно, остался недочищенным (350 м).