К оглавлению отчетов

Сверхплановая хроника и фрагменты текущей переписки.
Зимний сезон 2012-2013

13 апреля 2013 (суббота)

Ярославский 5:12 на Александров

Струнино - Андреевское = 47.

В.Осетров: Наст держит по утрам, сегодняшней ночью в Александрове было -3,4 градуса. есть надежда, что этой ночью будет ещё холоднее. Но наст долго не держится, поэтому поеду на электричке 5:12. Предполагаю приметно такой трек. По насту по полям ненавязчиво катиться конечком со скоростью под 15 км/ч и выше, без наста катиться со скоростью 2-3 км/ч, поэтому обед если предполагается, то на Киржаче через 55 км от старта, не раньше и не позже чем перестанет держать наст. Если вдруг ночью проморозит до -8, то наст будет до 12, и можно будет попробовать заложить петельку побольше, или выкатить на Кольчугино - Юрьев-Польский.

На тот случай, если наст окажется слишком слабым, предлагаю другой трек, тоже авантюрный, но более лесной и с большим количеством точек выброски.

В.Осетров: Отчет. Авантюра удалась, но не полностью. Безумно жалко 2 часа - с 5 до 7 утра, когда ехал в электричке. Но раньше туда не попасть, только с вечера. Места потрясающие, достойны того, чоб по ним разработать маршрут. Рельефно и просторно, и очень окрыто. К северу от железки места напоминают подходы к Шемякино, с юга - заокские дали. Подъемы-спуски плавные, но весьма рабочие. Все речки пересекаются по мостикам, населенка удачно обходится, в глаза не лезет. Несколько красивых церквушек на пути.

Катило не слишком хорошо. Наст весьма рельефный, с утра жесткий, немного тупило. Отпустило около 9. с 11 начало размокать, а ближе к часу начал проваливаться, и счел за благо уехать на автобусе из Андреевского на шоссе Александров - Юрьев-Польский. Кстати, тропежка ожидалась не убойная, чуть ниже колена. Так что если бы был кворум из 5-6 человек, можно было бы выдержать скорость на уровне 5 км//ч.

Рисованный трек на Яндекс-картах. ОЗИ рисованный. Лучше смотреть Якарты, там точнее.

13 апреля 2013 (суббота)

Ярославский 6:50 на Сергиев Посад

Семхоз - Горошково - Озерецкое - Абрамцево = 66.

С.Б.: 16 апреля 2011 года очень хорошо прокатились по маршруту Семхоз-Алферьево-Горошково-Алферьево-Васильевское = 42 км. Есть треки Бахвалова и Саватеева. Терять утренние часы в электричке желания нет.

Г.Т.: Лыжный сезон закрывать пока не следует, т. к. "пятки еще не омыли вешние воды". Укроченный поход до Васильевского по снятому на местности: треку, а также фотки.

С.Б.: Зима продолжается. Правда солнце уже не зимнее и у меня обгорели по локоть руки и лицо малиновое. Не торопясь с фотосессиями прокатили 30 км за 3 часа. На костре без гитары сидеть скучно. Начали просчитывать приключения. Обнаглели и просчитались. Провалы начались ещё на Башлаевском поле на буранке. Дальше на Озерецкой низине, Кузьминском и Устинских полях. В лесах проваливались реже и по настоянию Волкова Олега вырулили с Устинского поля на южную просеку до Абрамцевской просеки. Спасибо людям кто её пропилил. Из-за застройки поля южнее Васькова эта просека стала палочкой-выручалочкой. Финиш в Абрамцево с посещением магазина.

Снято на местности: трек. По треку вышло 65,7км. Фотоотчёт.

Д.Савватеев: После обеда потерял след шефа и компании, т.к. думал, что все сначала выйдут на поля в районе Васильевского, а потом уже повернут на Озерецкое. Уезжать из Васильевского не хотелось, поэтому вместе в Владимиром из Сергиев-Посада вернулись в Семхоз другим путём - через Царёвское. На утренний след вышли восточнее Сабурово. Собственно, след был виден только в лесу, на полях никаких следов не осталось. Шли везде по буранкам, так что проваливалось не очень сильно. Правда, опять пришлось много идти под ЛЭП, как и утром.

В районе Семхоза Володя показал новый для меня проход через лес. Он в этом районе все лыжни знает, некоторые сам чистил и накатывал. Там довольно приятный лес с красивыми полянками и примесью "экзотических" деревьев вроде кедра и лиственницы. В посёлке идёшь по довольно тихой улице. Думаю, зимой там может быть чище, чем на нашем обычном пути. К платформе вышел в 18:46, уехал на электричке в 19:00. Всего получилось 60 км. Снято на местности: трек.

13 марта 2013 (среда)

Казанский 7:09 на Голутвин

Шиферная - Подосинки = 58.

Г.Т.: Сверхплановый поход привлек восемь участников, которые стартовали от платформы Шиферная в 09.08, а финишировали на платформе Подосинки в эл. поезде 19.37, с общим итогом 57-58 км по снятому на местности: треку. Все участники отметили целесообразность его дальнейшего развития и совершенствования. Фотки похода можно посмотреть здесь. Условия прохождения маршрута можно оценить как "хорошие": на полях трепежка на "фишерах 42 мм" не тяжелая, водные преграды, включая р. Нерская, преодолены по льду, использовались буранки, местные лыжни, проселочные дороги, газопроводы и ЛЭПки. Погода благоприятствовала прохождению маршрута. Место привала на южном берегу Челоховского пруда оказалось удачным, кроме качества воды из пруда по вкусовым параметрам, не соответствующей стандартам ГД. Спасибо всем за поддержку и участие!

5 марта 2013 (вторник)

Павелецкий 6:57 на Ступино

Шугарово - Колодкино - Коломна = 60.

Г.Т.: Предварительная разведка при попутном ветре с использованием заснеженных дорог и буранок.

Поход состоялся по намеченнму маршруту, кроме захода в Колодкино, в связи со складывающеся обстановкой. Спасибо присоединившимся Сергею Николаеву и Юрию Осипову за тропежку и участие в разведке. Свежий снег на полях не позволил передвигаться быстрее. В Коломну въехали по льду реки Коломенка по местной лыжне до Дворца спорта, далее пешком через Кремль до платформы Коломна. Снятый на местности: трек отличается от ранее "хаживаемых". Отдельные фотоэпизоды похода здесь.

2 марта 2013 (суббота)

Ярославский 5:54 или 6:35 на Александров

Большая Петля:

Семхоз - Сабурово - Григорково - р.Кирдовка - А108 - Ерёмино - ур.Лихенино - р.Шибахта* - Юдино - р.Веля - Шабаново - Бешенково - А108 - Святогорово - р.Воря* - Озерецкое - пл.62км - Устинки - Абрамцевская просека - Абрамцево = 96

О.Скорлупкин: Приглашаем всех попробовать пройти экспериментальный, длинный, живописный, рельефный маршрут.

Проектный трек выглядит так. Состояние трассы на 25.02 можно посмотреть здесь.

Я и Сергей Малиновский, пользуясь своим географическим расположением, хотим ехать электическим поездом 5:54 с Ярославского вокзала. Соответственно, стартовать из Семхоза в 7:15. Видимо мало кому из Москвы это подойдёт. На снегу будем ставить литеру "М" со стрелкой. Финальные геоданные находятся тут. Файл k.wpt содержит координаты двух заготовленных костров.

А.Бахвалов: Втроем с Таней Воробьевой и Лёней Фишкисом прошли среднюю, наименее посещаемую Группой часть маршрута. Мой трек Хомяково - Кирдовский лес - ур. Новогригорово - ур.Лихенино - р. Шибахта* - Чижово - Шабаново - Бешенково - Святогорово - Васильевское = 59. Места нам очень понравились. Для прохождения всей Группой не годится по двум причинам: ограниченные возможности автобусной заброски в Хомяково и недоработанный участок от Шабановского поля до ур. Лебедево. Видимо, более перспективны вариации на тему прошлогоднего маршрута Вербилки - р. Шибахта - Семхоз. Для сокращения дистанции можно продумывать выходы из района Хомяково на шоссе С.Посад - Деулино - Реммаш с надежным автобусным сообщением.

К сожалению, на поле севернее Селиваново появился первый в этих местах коттеджный забор. Трек идет по его южной стороне (расчищенный грейдер между деревней и забором). Возможно, перспективнее обходить эту стройку с севера. Вопрос в том, где проходит северная сторона забора. Хотя и по сравнению с моим треком за январь 2012 можно отклониться еще севернее - к кладбищу и на дорожку через отм. 176.

С.В.: Снято на местности: трек Семхоз - р.Шибахта - р.Воря - Абрамцево =101.

Старт в Семхозе 8:50 02.03.13. Финиш в Абрамцево через сутки 8:41 03.03.13. На первом штатном костре [K1] возле р.Шибахта (отметка 40 км) был с 17:25 до 18:53. На втором штатном костре [K2] возле р.Воря (отметка 69 км) был с 00:20 до 01:33. Других костров не разводил.

Местами многокилометровая индивидуальная тропёжка. Эксперимент, результаты которого еще предстоит осмыслить. Большое спасибо авторам и разработчикам идеи этого замечательного маршрута.

Так получилось, что от пл.Семхоз вышел на 1 час 35 минут позже Олега. Снег и сильный ветер. Была мысль догнать его, чтобы помочь тропить. Однако на крупных ЛЭПках его лыжня была уже заметена, но ещё читалась. А на полях даже не читалась и не прощупывалась. Тропёжка на глубину ботинка. Только в Кирдовском лесу встретились снегоходные следы одновременно с лыжнёй Бахвалова и Ко, которые стартовали от Загорских далей.

Кирдовский лес удивителен и загадочен. Типичный лес, который видений полон, с неведомыми дорожками и следами невиданных зверей. Если эти полнопрофильные заповедные большаки с кюветами -- результат деятельности человека, то где же тогда безобразные помойки и прочий культурный слой?

Посреди Ерёминского грейдера увидел лыжню, уходящую на С. А лыжные следы по грейдеру вообще были не видны, там было много свежего снега, и всё заезжено. Помнил, что кто-то собирался еще чего-то разведывать или срезать. Как раз было по геометрии удобно срезать СВ петельку маршрута и напрямую пройти к костру к1 на р. Шибахта. Решил проявить уважение к авторам, и пошел на Ерёмино по треку. Да и в СМСке от Олега чётко говорилось: у меня всё по плану. Я понял так, что по запланированному треку. А на обещанную стрелку с буквой М ему не хватило сил и/или времени. Только в Ерёмино выяснилось, что я там иду первым. Деревня симпатичная и чистенькая. На главной улице -- целина.

На маршруте тяжело было всего три раза по 2 км. В остальном -- приятная прогулка.

2 номер 1

После Ерёмино от моста через р.Пульмеша 2 км на С с небольшим набором высоты. В лесу читалась старая (недельная?) лыжня. По ней прошла группа лосей. Лоси в данном случае -- это дикие звери такие, а не участники ГД. Лоси уничтожили не только лыжню, но и подслой, который она создала неделю назад. При наступании лыжей чувствовалось три хруста -- по числу внутренних слоёв наста. Это было уже по середину голени. Носок лыжи нужно обязательно ставить мимо лосиного следа. Иначе после проваливания пятка получится ниже носка, и доставать носок -- будет проблема.

Ещё я почему-то ещё дома вычислил, что кострами трасса поделена на участки около 30 км. А до костра к1 оказалось 40 км. А с хрустом тропить по середину голени оказалось тяжко. А мост через Пульмешу возле Ерёмино я пересёк в 15:20 и уже устал. Полулитровый термос давно иссяк. Пить хотелось очень. Стал есть снег, пережёвывая его с цукатами манго. Во рту получался замороженный десерт из измельченного манго. В детстве меня учили, что снег жажду не утоляет. Но этот десерт жажду всё же утолил.

На карте путь к С от моста смотрится как просека. На самом деле это умеренно извилистая дорожка, обходящая мелкие полянки с причудливо очерченными опушками. Всё как будто из кукольного набора. Красота фантастическая. Очень рад, что поехал именно через этот вариант.

Только в 16:10 я уткнулся ошарашенной мордой в поперечную просеку с накатанной лыжнёй и стрелкой с буквой B. Не сразу сообразил, что это означает, что Bakhvalov вовсе не режет напрямую к костру, а вернулся на плановый трек. Усталость сразу куда-то делась.

2 номер 2

За 2 м до костра к1 меня обогнал снегоход незнакомой конструкции. Это я к тому, что удивительным образом угадал с мазью. Боялся, что после резкого похолодания будет инверсная температура снега: снизу тёплый и мокрый, а сверху холодный. При этом неизбежен подлип при любой смазке. Но обошлось. В тёплый слой лыжи не проваливалсь. На жидкий зеленый грунт Свикс положил твёрдую Свикс на умеренный мороз. Работало идеально весь день и практически не стиралось. Так вот у этого снегохода была ведущая гусеница очень узкая. При движении она зарывалась в снег сантиметров на 30 или больше, и обильно выворачивала на поверхность тёплый и мокрый снег. Причем после этого снегохода след оставался не укатанный, а мякгий. Почти как целина. Я сразу же прилип. Дорожка узкая, деваться некуда, скребок не помогает -- подлип мгновенно восстанавливается. Ясно, что нужно только ждать, пока след снегохода охладится. Ждать удобнее у костра. 2 км на зубах. И в 17:25 я уже у костра к1 на отметке 40 км.

Костры

Ну до чего же приятно и с душой они были обустроены! Ряд бревнышек по 15 см в диаметре стоят на поп?. Рядом куча хвороста. 3 минуты -- и уже можно греться. Еще меня умилила кочерга и удочки, воткнутые в снег. Под костёр расчищена от снега площадка, достаточно большая, чтобы высокотехнологичные штаны не плавились. Дрова старался экономить, понимая, что на таком замечательном маршруте я не последний. На каждом я истратил примерно половину одного нового брёвнышка из стоящих в ряду. Уходя, костры разбирал. Оба костра были тщательно спрятаны, без навигатора их не найти.

На обоих кострах не было мобильной связи, при том, что на ближайшем поле стояла вышка с ретранслятором. Поскольку костры не были привязаны к воде, может и можно было их слегка передвинуть в пользу связи. Её отсутствие именно на кострах сыграло свою роль в цепи недоразумений по вопросу о том, кто где находится.

Одним из правил на Новой волне был заявлен запрет на заготовку дров для костров. По факту этот запрет был как бы выполнен и одновременно как бы обойден дружно всеми участниками Новой волны. Ведь использовали старые, заваленные снегом, чужие площадки, на которых и напиленные дрова найти можно было. Глядя на организацию костров самообслуживания здесь, понимаю, что правила Новой волны придётся менять. Суть дела ведь в том, чтобы отказаться от групп поддержки на сотне. Именно этот отказ и придаёт сотне новые степени свободы -- становятся доступны новая география и новая геометрия трассы. А здесь эта суть не только имела место, но и принесла плоды в виде простоты, гибкости и оперативности, с которыми была подготовлена трасса.

Вокруг Бешенково

С большим подозрением я рассматривал плановый трек к ЮВ от Бешенково. Я же помню, что там никакого прохода нет. Ну, думаю, люди работали. Может уже есть. Но, думаю, могу спорить, что найдутся обстоятельства неодолимой силы, которые заставят первых выброситься на Бешенковский грейдер, ведущий к кольцевой бетонке. И они нашлись! Сплошная стена закольцованного орешника не дала пробиться с С к Бешенковскому полю. Какие уж тут обходы с ЮВ.

Воря

На костре к2 был в 00:20. Похоже, буквально через несколько минут после ухода Олега. Когда поехал от костра вдоль Вори, услышал, что пришла СМСка. Решил, что посмотрю на неё при ближайшей остановке. Лыжня очень скоро вильнула от Вори (и от планового трека) в сторону Васильевского. Вдоль Вори шла старая засыпанная лыжня. Вспомнил разные разговоры, что кто-то разведал пути обхода заваленной долины Вори. Решил, что это может как раз такой обход. Уже почти упёршись в Ярыгино остановился и прочитал сообщение от Олега про то, что он только что уехал из Васильевского. Окончательно понял, что лыжня -- это никакой не обход Вори, а сброска в Васильевское. Это было в 02:30.

Решил, что пока пойду к Воре, а там посмотрим. К Воре пошёл не назад к костру, а снегоходными и другими дорожками обшим направлением на Озерецкое. На шоссе Хотьково - Дмитров возле Озерецкого убедился, что первый автобус около 6 утра. Еще есть время потыкаться на Ю и вернуться в случае чего.

Тут ко мне подъехали два больших джипа бандитского вида. Из заднего приспущенного окна вежливый голос: где тут это деревня такая Григушкино? Я повернулся на голос с горящим фонарём и со своей зверской маской-намордником и почему-то уверенно выпалил: Кайн русиш! Джипы с уважением ответили: Понимаю. И уехали. А я встал на лыжи и быстро покатил под горку по чистой ледяной гл. улице Озерецкого. Ровно в середине Озерецкого меня попытались изловить два здоровенных мужика с криками: Эй! Но я направил лыжи прямо на них, и они в последний момент дали слабину и отскочили в стороны. А было это в 03:30. Такая вот ночная жизнь в Озерецком.

За Озерецким никакой лыжни или других следов не читалось. На ЮЮЗ от Озерецкого на карте показано поле. На самом деле чем дальше на Ю, тем больше это не поле, а редколесье с как бы лесополосами. Местами непроходимое. Плановый трек был нарисован небрежно или на основе чужих треков с неправильным датумом. Этот трек заводил меня в крайне неприятные кущи и болота. Приходилось буквально проламываться сквозь заросли. Но мягкий наст держал. Так что я быстро оказался у пл. 62-й км. Убедился, что первый поезд через 2 часа и поехал дальше.

В Ю части Кузьминского поля никак не мог найти вход в лес. Вынужден был идти галсами по заваленному лесу. Быстро нашел дорожку со старой читаемой лыжней. И тут началось. Закольцованный заснеженный орешник и еловые лапы. Не пройти даже ползком. По каждой ветке ударьте палкой. А не к каждой подлезешь. При каждой ошибке получите пол-куба снега по шапке. А также будьте любезны выковырять снег из фонарика, а то он светить перестал. От полного промокания меня уберёг мороз, который ближе к утру усилился до примерно -20°C.

Очень красиво и необычно смотрятся перелески на поле возле Устинок. От входа в лес в Ю части Устинковского поля до Абрамцевской просеки оставалось 3 км. На костре к2 я рассуждал, что чем ближе к Абрамцевской просеке, тем меньше будет тропёжки. Как же!

2 номер 3

За 2 км до Абрамцевской просеки я уже сильно притомился, а снегоходных следов нет, лыжни нет, орешник закольцован и обсыпает меня снегом во всё возрастающих количествах. Уже очень хотелось, чтобы всё закончилось. Уже ругался на себя, что поздно возврашаться ко кольцевую ЖД. Ну, думаю, ладно. Сейчас как следует отдохну, и пробегу напролом через орешник со снегом, 2 км всего. Чёрт с ним со всем. Нет сил больше палкой снег сбивать. Отдохнул, попил, поел, еще раз отдохнул. Ломанулся, сбивая снег не палкой, а всеми возможными частями тела. Терпел долго, весь в снегу, уже не вижу ничего, долго бегу, как бы не пробежать мимо Абрамцевской. Надо на навигатор посмотреть. А навигатор говорит, что от того места где я начал ломиться, я прошел не 2 км, а 200 м. Вот тут я по-настоящему испугался за своё здоровье. Снова отдохнул и пошел медленно-медленно, аккуратно сбивая снег с кустов перед собой. И очень быстро вышел на Абрамцевскую просеку.

Тут усталость куда-то делась, и я со свистом прилетел в Абрамцево по твёрдой лыжне. Любопытно, что на отдельных участках лыжня была вытоптана (превращена в двуспальную тропу) большой группой людей.

Про сон

В электричке я сразу же заснул и проехал свою станцию. После бессоной ночи не садитесь в транзитные электрички типа Дубна - Можайск. Кто знает, где проснётесь. Когда наконец добрался до метро, снова заснул и проехал свою станцию. Зато мне на кострах спать не хотелось. И после прихода домой долго спать не пришлось.

Про перчатки

Весь маршрут пройден в условиях комфорта. Никогда не было холодно. Обезвоженности удалось избежать. В Абрамцево я сделал глоток горячего напитка, больше ничего не захотелось. Временами, особенно после обтряхивания себя от свалившегося снега, принимались мёрзнуть пальцы рук. Но по мере высыхания перчаток, пальцы тоже согревались. Наверное, от перчаток. Так что мне ни разу не захотелсь заменить мои самые холодные перчатки для беговых лыж на что-нибудь более тёплое, чего было заготовлено в рюкзаке. Вот полулитровый термос придётся заменить литровым -- на случай повторения форсмажора перед костром к1. Кстати, на остальных этапах, полулитрового хватило с запасом.

Физкультура и спорт

В детстве меня научили, что физкультура -- это то, что полезно для здоровья, а спорт -- это то, что вредно для здоровья. Возникает вопрос. То, что было -- это физкультура или спорт?

Из опыта. Если при дежурной длительной нагрузке (типа тропёжки) пульс повышается в район 160 и не снижается при сбросе темпа, то необходимо немедленно применить следующие спасательные мероприятия. Остановиться. Сбросить рюкзак. Сесть на него. Желательно прислониться спиной к дереву или к стене. Расслабиться и как следует отдохнуть. 10 минут. После этого можно выпить глоток напитка и съесть кусок еды. Если пульс опустился до (нормы в покое + 10%), то всё нормально, пуля пролетела мимо, можно ломиться дальше. Если пульс не опустился, то это называется эффект перетренированности. Необходимо немедленное прекращение нагрузки и длительный (многодневный) отдых со специальной диетой и гимнастикой для восстановления сердечно-сосудистой системы. Лучше под наблюдением спортивного врача.

В данном случае, как мне кажется, в результате прохождения этого маршрута моё здоровье улучшилось. Мне почти всё понравилось, включая уровень нагрузки и соответсвие этого уровня моим возможностям. Всё время сохранялась ясность мысли. На бегу удалось найти решение задачи, которая занимала меня последние 2 года.

Секретное оружие

Отмечу бронированные трусы горнолыжника для падений на обледенелых спусках. Во-первых, мне врач запретил падать. Во-вторых они работают по правилу: не боишься упасть -- не падаешь.

Результаты эксперимента

Малая группа способна за время в пределах суток пройти 100 км по не слишком подготовленной трассе, требующей ориентирования, продирания через кусты и тропёжки. Пресловутая "петля" (против которой так возражал В.Н.Дмитриев), которая делается для того, чтобы дважды использовать один костёр -- не является необходимостью. А только делает маршрут более скучным. Здесь были сделаны два костра самообслуживания -- просто и элегантно и, как я понял, ценой не слишком больших трудозатрат. Отказ от петли позволяет сделать будущие маршруты более "стреловидными" (это слово Дмитриева).

Меня восхищает, как в ситуации, когда многие годы подряд маршрутная комиссия ГД на своих заседаниях вновь и вновь приходит к выводу о невозможности отказаться от 100 км трассы вдодь колючей проволоки, намотанной на горящую свалку, -- нашлись 3 человека которые взяли да и сделали новую трассу. Причем в изумительных по красоте местах. Разумеется, эта трасса в каких-то фрагментах слабо продумана. Но для первого опыта результат превзошел все ожидания. Очень может быть, эту трассу надо сильно изменить, (частично) объединить с соседней трассой А.Чупикина, или вовсе перенести в другой район. Мне кажется, что здесь дело не в географии, а в людях, которые эту трассу сделали. Огромное им спасибо.

Про развитие

При дальнейшей разработке трассы предлагаю обращаться к Секции юных путешественников для распиливания завалов бензопилой. Прошу учесть, что бензопила хорошо подходит для удаления крупных (от 10 до 80 см в диаметре) бревен. Отдельно лежащих или переплетенных (друг с другом или с орешником). Место распила не должно касаться земли. Бензопила очень плохо подходит для пиления напряженного (сильно искривленного) тонкого (до 10 см) орешника. Попытки распилить тонкий орешник, как правило, заканчиваются выламыванием цепи и повреждением направляющей шины -- причем оба акксессуара оказываются уже не подлежащими ремонту. Например, при последней чистке Святогоровское поле - Васильевское поле об тонкий орешник было сломано 3 цепи и 2 шины -- всё на выброс. Еще, если есть возможность, можно заранее готовить место для работы с бензопилой: прочистить проход в кустах к местам распила, м.б. обрубить мешающие сучья. Но еще главнее -- прочистить и обозначить визиры, т.е. наметить самосогласованный путь. Чтобы избежать пропиливания дороги, ведущей в никуда.

А.Бахвалов: По поводу "2 номер 1". Идея не ходить в Еремино принадлежала Сергею Малиновскому, и Олег был в курсе, но, насколько я понял из разговора с Сергеем в электричке, собирался изначально всё же идти по треку. а информация о том, что Вы с Олегом идете отдельно и несогласованно, до нас не дошла. Поскольку я помнил, что на просеке на С от Еремино в прошлом году была тропежка в полный профиль, а с грейдера в "елочку" мы увидели заметенную буранку, то после недолгих колебаний на нее повернули. И так по заметенным буранкам и шли, кроме Новогригоровского поля, где их напрочь заровняло снегопадом.

В бывших ПВОшных позициях очень красиво, а Новогригоровское поле мне еще год назад понравилось. Но срезать с него вдоль Шибахты на север - гиблое дело в нынешних условиях.

О.Скорлупкин: Спасибо за участие и подробный отчёт.

> Поскольку костры не были привязаны к воде, может и можно было их слегка передвинуть в пользу связи.

да, несомненно. Костры мы расставляли исходя из деления дистанции по трудности. И у меня возникло желание не прятать их так, или как то обозначать получше. Светодиодом в темноте например. Что бы поиск костра не был квестом.

> С большим подозрением я рассматривал плановый трек к ЮВ от Бешенково. Я же помню, что там никакого прохода нет.

точно так. Мы съездили туда вечером в среду на кануне, и прошли от А108 до северной опушки Бешенковского поля. По дороге немного подчистили и обозначили на схеме трассы красным. Если бы не снегопад там было бы явно лучше чем на ледяном грейдере к Бешенково. Сперва я планировал пройти этот кусок до опушки Шабановского поля, но меня убедили что там буранки и всё чисто. Да и в среду мы и так были в цейтноте, в тот же вечер надо было сделать второй костёр.

>Лыжня очень скоро вильнула от Вори (и от планового трека) в сторону Васильевского. Вдоль Вори шла старая засыпанная лыжня. Вспомнил разные разговоры, что кто-то разведал пути обхода заваленной долины Вори. Решил, что это может как раз такой обход.

Там была срезка буранки на Озерцкое имени Лёши Скрипко. Мы её в среду проверили и на финальном треке отобразили. Знал бы я что не последний, поставил бы стрелку на неё:(

> Плановый трек был нарисован небрежно или на основе чужих треков с неправильным датумом.

Этот кусок трека был взят с сайта группы Рыжавского, т.к. они там прошли за не делю до предприятия. Я позабыл что там не очевидное место и будет трудно искать проход в темноте. В условиях той ночи, я бы пожалуй пробросился там по шоссе и прошёл Житниково - Пузино - Кузминки, как планировалось в ранних версиях проектного трека.

>В Ю части Кузьминского поля никак не мог найти вход в лес. Вынужден был идти галсами по заваленному лесу. Быстро нашел дорожку со старой читаемой лыжней.

Проход этот подсказал Алексей Скрипко, и группа Рыжавского так прошла. По той ситуации (снегопад, ночь) я бы тут тоже по дорожкам пожалуй обошёл.

>Здесь были сделаны два костра самообслуживания -- просто и элегантно и, как я понял, ценой не слишком больших трудозатрат.

Костры делались вечером в среды за неделю и на кануне с автозаброски. Собственно, именно автозаброска обеспечила лёгкость охвата большого района. Дрова пилили бензопилой. Правда на втором костре ложанулись не взяв с собой бензина для пилы, поэтому заготовили всего одну сушину. Наибольшие усилия заняла разведка.

> При дальнейшей разработке трассы предлагаю обращаться к Секции юных путешественников для распиливания завалов бензопилой.

Я думаю сделать схему трассы с обозначением мест где надо чистить, строить мосты, маркировать и, наверно, сделать google-docs табличку, в которой можно было бы самоотмечаться кто где/что собирается делать, уже сделал. Если интерес к трассе есть, мы с m_line планируем весной, осенью в процессе семейных выездов в лес заняться прочистками.

А.Бахвалов:

Если интерес к трассе есть, мы с m_line планируем весной, осенью в процессе семейных выездов в лес заняться прочистками.

Будет здорово, если вы сделаете нормальный проход с Шабановского поля на А108 и далее на Лебедево. Этот район очень плохо доступен для прочистки без автозаброски - пешком далеко, автобусов мало, на велосипеде по А108 пилить грустно. А применение такому проходу зимой можно найти разнообразное.

О.Скорлупкин: Прошёл от Семхоза до Васильевского. Маршрут оправдал ожидания. Мои впечатления можно прочитать тут. Выводы, оценки, мысли и прочее будут чуть позже.

С.Малиновский: Вышел с ребятами из Хомяково, шел в своем темпе за ними до костра на Шибахте, разведав по дороге прямичок с ПВОшных дорожек у Еремино на просеку З-В. От Юдино развернулся в сторону Угличского шоссе.

Юдино- Адамово- Антоново буранка. До п. Сырнево вдоль телеграфных столбов старая дорога, перерезанная оврагами, без следов. Д. Сырнево- ур. Городищево зарастающая колея по лесу, слабо заметна, но вполне проходима. Ур. Городищево- ур. Новогригорово чисто, со следами. Ур. Новогригорово- Реммаш торная буранка, ближе к Реммашу трек идет по набитой городской лыжне, от южного угла трека отходит лыжня на Мехово.

Уехал от ост. Реммаш (есть лыжный подход вдоль лэпки), но лучше пройти через поселок с магазинами до ост. Иудино, откуда маршрутки чаще. Снято на местности: трек

Подробно по точкам:
[E1]-[VALY]-[NG-C25] буранка мимо валов заброшенных позиций
[VALY]-[E2] чисто, следы
[E1],[E2] на В уходят буранки, вероятно, встречаются
[E2]-[NGPR] буранка через подкорм. площ.
[YD-AD]-[AD-YD] буранка
[ANT-SRN]-[SRN-ANT] старая столбовая дорога, размытая оврагом [RZRV], без следов
[SRN-GRD]-[GRD-SRN] зарастающая лесная дорога без следов, слабо различима, но проходима
[GRD-NG]-[NG-GRD] чисто, следы
[NGPR]-[POV-RM] и дальше ЮВВ буранка
[X-MX] перекресток с буранкой СЗ-ЮВ
[POV-RM]-[LZ-RM] и дальше на Ю буранка/лыжня
[LZ-RM]-[VH-RM] набитая городская лыжня
[A-RM] конечная авт. ост. Реммаш
[A-IUD] авт. ост. Иудино

И спасибо Андрею Чупикину, без наработок которого мы бы не успели нащупать верные проходы в этих лесах!

Т.Воробьева: Спасибо за подготовку классного нового маршрута! Та его часть, которую я видела, очень понравилась. У меня была новая игрушка - телефон, и я на него много снимала. Если бы знала, что будет такая отличная погода, взяла бы нормальный фотик. Фотографии.

24 февраля 2013 (понедельник)

Ярославский 9:35 на Александров

Бужаниново - Взгляднево - Шильцы.

А.Бахвалов: С К.Шрамовым прочистили проход от Ярославского шоссе на Терпигорьевское поле в обход дач, а также посмотрели новые варианты в районе Яковлево - Слотино. Снятый трек и нарисованные точки.

[JAR-SH-BUZH : JAR-SH-4] проход верхом выемки, по которой идет шоссе. Машины под ухом шумят, но грязный снег с дороги сюда не долетит ни при каких обстоятельствах.
[JAR-SH-4 : JAR-SH-ENT] плавный спуск на уровень дороги. Эстетически хуже предыдущего. На досуге можно спроектировать и прочистить срезку на угол вырубки [JAR-SH-4 : 005]. К сожалению, здесь идет несколько глубоких параллельных лесовозных колей направления СЗ-ЮВ, которые будут мешать такой срезке.
[JAR-SH-ENT : 005 : DOLINA : 008] проход по старым лесовозным колеям по южному краю вырубки. Прочищен нами от кустов с 3- до 4+..5- баллов. У [DOLINA] колея отходит от края вырубки, ненадолго спускаясь в идущую южнее долину ручья. Заманчиво смотрится идея пройти для разноообразия еще кусочек этой долины [DOLINA : DOLINA-VAR], но для этого нужно распилить 1 большое бревно.
[008 : F-TERPIGOR] выход на Терпигорьевское поле по разреженному лесу.
Далее ничего не чистили, только смотрели.
[USTJE] у слияния Гагинского ручья с притоком нет нормального перехода ни того, ни другого - оба в глубоких (3-4 м) руслах среди густого кустарника.
[KANAVA] Плохой переход Гагинского ручья, хотя и получше, чем в предыдущем пункте. Вообще, восточнее Яковлево ни одного нормального перехода через Гагинский ручей, видимо, нет. По крайней мере, снегоходы его нигде не пересекают, хотя на обоих берегах следов полно.
[SHEINO : SHEI-SLOT] в северной части этого куска основная лесная дорога перекрыта погнувшимся орешником. Одинокий "Буран" протаранил путь по лесу западнее. Потом след выходит на дорогу, но качество всё равно не очень (3+ .. 4- балла, если буранку заметет, будет еще хуже). От точки [SHEI-SLOT] следа на юг в сторону [T_SLOT] нет, склоненный орешник. Буранка уходит на В, пошли по ней до [BURAN-T].
[BURAN-T] развилка буранок. След, уходящий на С - СВ, возможно, выходит на буранку [PVO-T : PVO-UGOL]. Это было бы хорошим вариантом обхода испортившейся дороги.
[BURAN-T : ROMB] буранка по лесной дороге, 5 баллов.

7 января 2013 (понедельник)

Савеловский 7:28 на Икшу

Икша - Икшинское, Пестовское, Пяловское вдхр. - Челюскинская = 50

Г.Т.: Поход с костром, перекусы (возле магазинов) в Рождественно, Витенево и Мануйлово. Тема похода: по местам летних переплывов.

Нитка маршрута: Пл. Икша – канал им. Москвы (переход по мосту, далее дорогой вдоль канала) – по льду левым берегом Икшинского вдхр. (Бол. Ивановское – Протасово) – Рождествено* – по льду левым берегом Пестовского вдхр. (Долгиниха – Михалево) – Пестово (дорогой вдоль канала) – Витенево* – по льду левым берегом Пяловского вдхр. – Пруссы – Манюхино* – р. Клязьма (переход по жел.мостику) – пл. Челюскинская, 50 км.

Маршрут можно, при желании, удлинить, включив в нитку прохода Клязьминское и Пироговское вдхр. с финишем на пл. Челюскинская (+25 км).

Условия прохождения: планируется использовать чистые проселочные дороги, буранные и лыжные следы, туристские тропы. Ветер ожидается попутный – северный! Перекусы (в зависимости от количества участников) в магазине в Рождествено, в кафе Витенево, в магазине Манюхино. При желании можно устроить привал с костром на берегу Пестовского вдхр. или на ручье перед Якшино (+ 15 км).

Безопасность обеспечивается: повышенным вниманием к толщине льда при тропежке по целине, не удаляясь на значительное расстояние от берега, плотным прохождением группой ледяных участков, использованием попутных буранных следов, исключение канала им. Москвы для прохода по льду, наличием веревки длиной 5-10 м., умение оперативно связать веревку из лыжных палок, инструктажем всех участников по действиям при проваливании под лед, напоминанием, что уровень воды может не совпадать с уровнем льда.

Г.Т.: При поддержке С.Б. поход получился классическим по максимальному варианту с проходом всех пяти водохранилищ. Отдельные фотоэпизоды здесь. Снятый на местности: трек.

С.Б.: После сильной простуды до костра лечение проходило прекрасно. На костре даже перестал сипеть и кашлять. Пробившиеся сквозь тучи солнце и хорошая компания способствовали выздоровлению.

От костра до Челюскинской по иэвестному маршруту оставалось 12..13 км. Хорошее начало похода толкнуло Георгия Викторовича на приключения. Мне не захотелось одному идти в Челюскинскую и я поехал со всеми. После 23,6 км до костра я чувсвовал себя очень хорошо. При взгляде на карту расстояние с крючком Георгия Викторовича не должно было превысить расстояние до костра. Глаз строил нитку маршрута напрямую а не так как мы шастали. Больше всего мне досталось от ветра. На вечернем перекусе я понял что переборщил и оздоровительный поход превращается в тренировочный.

Несколько фото.

И.Бахолдин: Вообще-то такой маршрут удобнее заканчивать прямо в Москве у метро Медведково или Алтуфьевская, пойдя после выхода из канала на Клязьминское водохранилище на юг в залив, где на арбалетовской карте написано Д.О., далее под мост, затем по просеке на юго-восток, пересекая две дороги. Далее продолжить в том же направлении до маркированной лыжни с метками километража, ведущей к пешеходному мосту через кольцевую недалеко от метро Медведково. Я ходил от Медведково до Лобни, Луговой, Катуара, Трудовой. Удобное место схода или закупки продуктов для перекуса поселок Паведенки, где есть автобус до Лианозова и маршрутка до Медведково. Вообще про выход из Москвы в этом районе я впервые узнал давно, сходив в один странный тренировочный поход, в котором обед был в кафе возле пансионата Клязьминское водохранилище, изврат конечно, тоже шли на Челюскинскую, больше 30 получилось, так что поход мог считаться тренировочным. Тогда сход на Пироговское водохранилище был в районе Терпигорьево. Сейчас там много заборов, но пролезть можно. Избежать хождения вдоль канала можно, пройдя лесом Ульяково-Пруссы и далее по острову на Пестово, а затем на Михалево, потом в Михалевский залив. Далее на Савеловскую или Ярославскую дорогу (я вышел в Катуар). Главное не залезать за дорогу, перед Учинским водохранилищем. Там меня однажды заарестовали и прокатили на снегоходе до отделения. Вы как раз обедали перед ней.

4 января 2013 (среда)

Ярославский 8:56 на Александров

Бужаниново - Взгляднево - Лоза.

А.Бахвалов: Предварительно намечается пройтись от Бужаниново через Гремячий до Лозы, посмотреть и поулучшать проходы к маршруту на 23 марта (вариант 1). Проектный трек (33 км). Маршрут может быть скорректирован в зависимости от состава желающих.

А.Бахвалов: Отлично покатались вчетвером. Тропежки оказалось значительно больше, чем я рассчитывал, как в глубину (снега куда больше, чем в Москве), так и в длину (наверное, не все снегоходчики просохли после Нового Года ;) Поэтому частью планов по расчистке и разведке пришлось пожертвовать, дабы дойти до Лозы в разумное время. Трек (34.5 км) и точки.

Технические детали:
[JAR-SH-3 : TERPIGOR] - проходимость леса с нагнувшимся орешником оказалась существенно ниже, чем выглядело при разведке осенью. Лежащих бревен тем не менее практически нет, так что 5-7 человек с ножовками и топорами могут сделать проход за разумное время, но сначала его нужно придумать и разметить, что при нынешней тропежке очень трудоемко.
[SHEINO : SHEI-SLOT : T-SLOT] - классическая лесная дорожка. Много наклоненного свежим снегом орешника. сначала основы нет, у [SHEI-SLOT] приходит старая буранка вдоль ручья с В.
[T-SLOT : F-SLOT] - дорожка со старой буранной основой. Уже после проезда снегоходов упала большая елка, завалив собой еще несколько деревьев. Пройти можно, но если буранщики не распилят, то основы больше не будет :( Ценность дорожки в том, что, в отличие от стандартного прохода от [T-SLOT] на ЮЮЗ, село Слотино в итоге обходится.
[VZGL1 : VZGL2] - проход между рекой и заборами в обход Взгляднево еще возможен! Спасибо Сергею Малиновскому за настойчивость, с которой он убедил меня не лезть в деревню.
[106-1 : 106-2] - прямая подзаросшая дорога, по которой ГД проломилась в декабре, обходится "по двум катетам" по чистым буранкам.
[R1 : R2] - по северной стороне параллельно асфальту подчищен проход вдоль первого края елочек. При движении с Ю надо перейти дорогу ровно у шлагбаума и углубиться в лес на 20-30 м.
[L1 : L2] - на декабрьской лыжне ГД следы катания местных лыжников. Чтобы стимулировать их к постоянному поддержанию лыжни, основательно почистили этот участок от кустов.
[LOZA] - правее песоченной автодороги скатились по парку по раскатанной пешеходной дорожке. Осторожно, катаются дети на санках! Осторожно, за 3 метра до автобусной остановки отвесная стенка высотой около 1м - с разгона выехать на остановку в лыжах невозможно!

26 декабря 2012 (среда)

Савеловский 8:21 на Дмитров

Некрасовская - р. Клубиш - Икша.

Г.Т: Походик получился классным - от восхода до заката. Превосходная лыжня, спрятанная под защитой леса, позволила не ощущать никакой ветровой нагрузки, ехать "с закрытыми глазами", наслаждаться! Спасибо группе А.И. Сафронова. Отдельные фотоэпизоды здесь. Снято на местности: трек.

19 декабря 2012 (среда)

Ярославский 7:28 на Александров

Семхоз - Абрамово - Сергиев Посад.

Г.Т: В качестве компенсации недостатка снега в походе 15.12.2012, предлагается повторить поход 08.12.2012 с учетом "работы над ошибками" по маршруту "Семхоз - ручей в кв. 59 - Сергиев Посад" = 50. Здесь примерный трек.

Приглашаются все желающие, кто может взять "библиотечный" день, или отпроситься для "активной терапии против наступающего недомогания", или кого отпустят "по местам боевой славы в связи с успешным развитием наступления под Москвой", или по другим причинам. Погода будет ясная, осадков не планируется.

А.Бахвалов: По итогам сегодняшней прогулки, могу дать следующие рекомендации:
1. Соблюдать крайнюю осторожность на спуске [ABR1 : ABR2] к Абрамовскому полю.
2. Кустистый участок лыжни [011:010] в квартале 106 можно попытаться обойти западнее, поскольку буранка, уходящая на З из [011] и буранка, уходящая на Ю-ЮЮЗ из [010], наверняка сходятся.
3. Перейдя Ярославское шоссе по льду ручья в трубе, уходить на Ферму, поскольку после десяти бесснежных дней на хороший выход к станции на лыжах рассчитывать не приходится. Кроме накатанной лыжни прямо по забору охраняемой территории, для этой цели можно использовать слабую лыжню на ЮЗ от [SMEN2], выходящую к забору почти у его ЮВ угла, либо лыжню на ЮЮВ от [SMEN1], которая не проверялась, но судя по хорошему состоянию, выведет какой-нибудь петлей куда надо.
4. Для желающих сократить маршрут есть прекрасная буранка [T-LOZA : LOZA1] и пешелыжная тропинка [LOZA1 : LOZA].
От края поселка до остановки маршруток и автобуса менее 200 м пешком под горку по песоченной дороге.

Снятые и дорисованные точки.

2 декабря 2012 (воскресенье)

Ленинградский 7:50 на Конаково

Решетниково - Высоковск.

А.Колотаев: Приглашаю всех, кто не смог пойти с группой Дмитриева в субботу и открыть лыжный сезон, сходить по маршруту ст. Решетниково - Лесная Хлыниха - Высоковск с обедом на Малой Сестре или у д. Жестоки (расстояние порядка 40 км). Едем электричкой с Ленинградского вокзала на Конаково в 7-50 приб 9-22 в третьем вагоне. Сам сяду в Химках. Будет хорошо, если кто-нибудь возьмет пилу или топор. Погода ожидается зимняя - с минусом и солнцем ближе к вечеру. Возвращение автобусом от Высоковска до Клина.

А.Колотаев: Весь день был небольшой морозец, временами появлялись проблески голубого неба, и ели с заснеженными лапами выглядели вполне по-зимнему.

Из-за вчерашней оттепели , в основном на открытых местах, на снегу образовалась прочная корка, которая не держала вес лыжника, но заставляла тратить усилия на тропёжку. Самый тяжёлый участок был от посёлка до точки 1. В густом лесу корки почти не было. От точки 1 до 2 шлось гораздо легче, несмотря на большие незастывшие лужи, оставшиеся с осени. От точки 2 мы пошли до точки 3, рассчитывая от неё пойти по просеке на запад, но какого-либо заметного прохода не оказалось. В точке 5 с юга подошла наезженная дорога, которая ушла с нашего пути в точке 6. От точки 7 на просеке появилась траншея, и чтобы обойти её мы пошли по дороге до точки 8. До точки 9 также идёт траншея. Самый сложный участок был между точками 9 и 10 – траншея, местами с водой и буераками по бокам. От точки 10 (рядом разожгли костёр и пообедали) вновь пошла неплохая дорога.почти до широкого ручья, который перешли по рукотворному мостику (точка 12) из двух брёвен. До точки 13 дошли по азимуту почти в темноте, где уже наконец вышли на дорогу и без особых усилий добрались до шоссе. На остановке у Лесной Хлынихи выяснилось, что автобус до Клина будет только через час, и мы пошли на лыжах по заснеженной обочине до следующей остановки у поворота на Выголь, где и сели на автобус.

В общем, скольжение было хорошим, и если бы нас было не трое, то тропилось бы гораздо быстрее. Всего прошли около 30 км.

Снято на местности: трек. Снято на местности: точки.

5 ноября 2012 (понедельник)

Казанский 7:38 на Куровскую

Подосинки-Марьинка-Золотово =33,5 км.

С.Б.: Предлагаю маршрут по песчаным дорожкам. Оптимальный трек А.Бахвалова 2010 года.

С.Б.: На маршрут вышло только два участника. Мне не хотелось бежать одному а Георгию Викторовичу идти одному. Пошли вместе с 73км в разведку. Погода побаловала солнышком. Разведка дело не быстрое и на роднике у Марьинки были только в 13-20. Бежать на электричку 16-34 не захотелось. Уехали из Золотова на 18-08. Пришли в сумерках без использавания фонарей. Вышло 29 км.

Фоторепортаж.

Г.Т.: Фоторепортаж другого участника разведпоходика.

20 октября 2012 (суббота)

Бужаниново - Взгляднево - Шильцы.

А.Бахвалов: Уточнил некоторые варианты для походов 8 декабря и 23 марта. Снято на местности: трек. Снято на местности и дорисовано: точки.

[YAR-CROSS : PROBLEM] - сначала пробегаемый лес, потом заросли кустарника. К счастью, они имеют четко выраженную линейную структуру ровно в нужном направлении. Много упавшего орешника, но он большей частью легко ломается даже руками. В общем, этот участок несложно прочистить, но, чтобы это имело смысл, нужно разобраться с точкой [PROBLEM], где дачный забор смыкается с заболоченным понижением. Калитку в точке [KALITKA] может, и не запрут на зиму, но ее просто завалит снегом в закрытом положении. У водонапорной башни [VODONAPOR] сразу несколько пролетов сетки-рабицы повалены, так что с выходом из дач на поле проблемы нет.
[TERP-SARAJ] - с\х постройки на поле к З от Терпигорьево; соединены с деревней прямой гравийной дорогой, по которой можно переходить верховья Звенигородки.
[OVR1] и [OVR2] - овраги мокрые, но без заметного течения, зимой должно замерзнуть. В обоих случаях есть много валяющихся веток, из которых осенью большая пешая группа может легко соорудить сухой переход.
Участок [OVR1 : OVR2] пока единственный перепаханный, но по пашне проложена слабая колея. Когда она подмерзнет, будет нормально.
[KLADB] - можно выходить на дорогу не у кладбища, а южнее, у ручья в Гагино.
[YAKOVL-TURN] - развилка. Поле к З от развилки размечено колышками, восточнее по обе стороны дороги на Яковлево уже идет строительство.
[BOBYR-ENTR] - прямой заход от Яковлево на военную бетонку в ур. Бобырево (вернулся, чтобы зайти на родник).
[002] - уходит 5-балльная дорога на В (куда?)
[SLOT-PERELES] - в перелеске перед слотинском поле дорога завалена. Поле к СЗ от Слотино перепахано. При малом количестве снега может быть полезен проход по газопроводу и выход на Слотино с С и СВ.
[VOLOSKOVO-BR] - дорога в ужасном состоянии. С правой по ходу стороны наблюдался застрявший внедорожник с креном 30-40 градусов. С левой по ходу стороны прямого прохода через воду не нашел, но удалось по сухому уйти через найденный в марте мост в сторону Ботово.
[BOTOVO-QUAD : VZGLYAD-QUAD] - лесная дорожка, разъезженная квадроциклами, несмотря на отсутствие сквозного проезда из-за завала и канавы на краю Ботовского поля.
[LYAPINO-QUAD] - участок от поля до кормушки разъезжен квадроциклами.